Арктические конвои: изнурительная военно-морская кампания Второй мировой войны

Поделитесь с друзьями

Арктические конвои: изнурительная военно-морская кампания Второй мировой войны

Арктические конвои сыграли важную роль во 2-ой мировой войне. Конвои направлялись в Советы как по политическим мотивам, так и по военной необходимости.

Как все начиналось?

22 июня 1941 г. фюрер начал операцию «Барбаросса» – вторжение в Советский Союз. Плохо подготовленная к войне Красная армия была вынуждена отступить перед натиском немцев.
Фабрики, важные для советского военного производства, были захвачены; те, что еще не находились под немецкой оккупацией, были поспешно демонтированы, а производство перенесено дальше на восток. Но для возобновления производства требовались месяцы. Сталин решил обратиться непосредственно к премьер-министру Великобритании Черчиллю с просьбой оказать материальную помощь, чтобы противостоять наступлению Германии.

Увидев возможность заполучить потенциально могущественного союзника, Черчилль согласился на призывы Москвы и приказал открыть морские пути в Советский Союз.
Маршруты конвоев

Глубоководные порты в Мурманске на Баренцевом море и в Архангельске на Белом море обеспечивали самый короткий путь.
18 августа 1941 г. первый арктический конвой под кодовым названием «Дервиш» вышел из Ливерпуля. Через 13 дней в Архангельск прибыли семь торговых судов в сопровождении 14 кораблей Королевского флота. Этот первый конвой ускользнул от внимания Берлина.
Вскоре последовали новые конвои, с каждым разом увеличивающиеся в размерах. Товары загружались в портах Британии и Соединенных Штатов (которые, хотя и были официально нейтральными, согласились помочь как Великобритании, так и СССР по условиям ленд-лиза). Торговые суда должны были сходиться в водах возле Исландии, чтобы сформировать конвой. Из-за угрозы, исходящей от нацистских подводных лодок, действующих на западных подходах, в феврале 1942 года было решено, что озеро Лох-Эве на севере Шотландии станет пунктом сбора будущих конвоев. Оттуда грузовые суда и сопровождающие их корабли отправлялись в Хваль-фьорд возле Рейкьявика, а затем следовали в Мурманск и Архангельск.
Маршруты менялись в летние и зимние месяцы. В теплое время года корабли могли плыть дальше на север, за пределы досягаемости немецких авиабаз в Норвегии. Однако при почти 24-часовом дневном свете в северных широтах с июня по август конвои легко обнаруживались дальними бомбардировщиками Люфтваффе.

Худшее путешествие в мире

Зимой паковый лед вынуждал конвои продвигаться дальше на юг, ближе к авиабазам противника, но зато световой день был короче. В более холодную погоду условия на море значительно ухудшались.
Работая при температурах ниже 30 °C, моряки были вынуждены подниматься на замерзшие палубы, чтобы удалить лед с вооружения и надстроек, отложения которого могли сделать корабли тяжелыми и склонными к опрокидыванию. Штормы возникали, казалось бы, из ниоткуда, раскачивая суда и делая жизнь на борту невыносимой. Выброшенные за борт могли продержаться в ледяной воде менее двух минут. Возможно, это было самое суровое место на Земле для ведения войны. Черчилль назвал арктические конвои «худшим путешествием в мире».
Страх перед атакой немецкого флота присутствовал всегда
Немецкий линкор «Тирпиц», самый мощный корабль гитлеровского Балтийского флота, представлял постоянную угрозу. Встреча с ним привела к одной из самых страшных катастроф в истории британского флота.
В конце июня 1942 г. конвой PQ17, состоявший из 35 торговых судов и большого числа сопровождающих кораблей, вышел из Лох-Эве по пути в Архангельск. Адмиралтейство получило разведданные о том, что «Тирпиц» вышел в море, чтобы вступить в бой с конвоем. Адмирал Дадли Паунд приказал кораблям рассредоточиться, и каждое судно самостоятельно направилось в российский порт. Это решение, хотя и рискованное, должно было дать отдельным кораблям больше шансов успешно добраться до Архангельска. Получилось наоборот.
В течение следующих нескольких дней Люфтваффе и подводные лодки потопили 24 торговых корабля. Как ни странно, разведданные о «Тирпице» были неверными. Черчилль назвал разгром конвоя PQ17 «одним из самых печальных морских эпизодов за всю войну».

За катастрофой с конвоем PQ17 быстро последовала другая трагедия

Поток поставок в Советский Союз временно сократился. Отношения между Черчиллем и Сталиным обострились из-за разгрома; если PQ18 тоже потерпит неудачу, арктические поставки окажутся под угрозой. Конвой отплыл в сентябре 1942 года и был отлично защищенным. Авианосец HMS Avenger с эскадрильями самолетов Sea Hurricanes и Swordfish должен был пройти весь маршрут в составе сопровождения для обеспечения прикрытия с воздуха.
Осознав свой шанс раз и навсегда перекрыть арктический маршрут союзников, Берлин бросил все силы на PQ18. Ни один конвой за всю войну не подвергался таким безжалостным атакам. Немцы потопили 12 торговых судов и нефтяной танкер, но 27 судов достигли Архангельска. PQ18 был признан успешным.
Несмотря на триумф, отправка арктических конвоев временно остановилась в ноябре 1942 года в связи с операцией «Факел»; командование союзников нуждалось в кораблях для вторжения в Северную Африку. Однако в следующем месяце конвои возобновились.
Германия предпринимала попытки перерезать морской путь и в 1943 году
В декабре флотилия немецких военных кораблей во главе с линейным крейсером Scharnhorst двинулась навстречу конвою JW55B. В битве у Нордкапа 13 британских кораблей, в том числе один линкор и четыре крейсера, уничтожили Scharnhorst с почти 2000 немецкими моряками на борту. Поскольку линкор «Тирпиц» в это время проходил ремонт, арктические конвои теперь могли действовать, не опасаясь немецких линкоров.
Вывод самолетов Люфтваффе из Норвегии в 1944 году в значительной степени снизил опасность для арктических конвоев в последний год конфликта; угроза со стороны подводных лодок сохранялась вплоть до капитуляции Германии.

Последний арктический конвой JW67 отправился в плавание 12 мая 1945 года

Это случилось через четыре дня после подписания акта о капитуляции немецких войск. Сопровождающие судна вернулись в Великобританию с пятью сдавшимися подводными лодками на буксире.
Всего в советские порты было отправлено 78 арктических конвоев. За четыре года они доставили свыше 4 млн тонн грузов. В их число входили танки, самолеты, грузовики, продовольствие, медикаменты, сырье, боеприпасы, артиллерийские орудия и другие предметы, необходимые Красной армии.
Около 1400 торговых судов совершили это опасное путешествие в сопровождении кораблей Королевского флота, ВМС Канады и США. Более 3000 военнослужащих союзников погибли в составе конвоев, 85 торговых судов были потоплены, а 16 кораблей Королевского флота пострадали от вражеских атак.
Отсутствие признания и признательности храбрецам на Западе
О храбрецах, плывших в составе конвоев, направлявшихся в Советы, не снято ни одного фильма, да и книг написано очень мало. Только в 2014 году британское правительство признало подвиг ветеранов полярных конвоев. Это произошло вскоре после того, как российское правительство вручило им собственную медаль Ушакова за героизм, проявленный ими во время 2-ой мировой войны.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *