Иди и смотри (1985)

0 9

О Великой Отечественной войне снято сотни фильмов, но ни один из них, не передаст вам столько ненависти к немцам, как «Иди и смотри». Фильм рвет все шаблоны! без нудных диалогов и без перестрелок, он шокирует зрителя своей правдой.
Сцена из фильма: простая белорусская деревня, крестьяне — женщины, мужчины, старики, много детей. Как и все остальные деревенские они расселись по лавкам в избе, и ждут… детский плач, разговоры вполголоса, когда за окном идут немцы, едут машины. Немцам весело, они пьяны от войны, от безнаказанности, обезумевшие от своей жестокости. Они знают, что через пару часов всё будет кончено, и они поедут до следующей деревни..

В фильме нет места пафосу и героизму, которые традиционно есть в советских фильмах (Флера даже не стрелял по немцам). Лишь подобные картины способны донести до последующих поколений — что такое война, чтобы подобный ужас не повторялся никогда. Можно пересмотреть все фильмы о Великой Отечественной войне, и не прочувствовать всей жестокости немецкой военной машины; здесь показаны ни немецкие солдаты, а именно звери, которым чуждо многое человеческое! Кто то скажет, зачем такой натурализм? Только для того, чтобы показать, что война — это на самом деле грязь, стоны, трупы, это бешеные глаза 15-летнего подростка, обезумевшего от того, что приходится видеть и переживать.


Год: 1985
Страна: СССР
Режиссер: Элем Климов
Жанры Фильма: драма, военный, история
В ролях снимались: Алексей Кравченко Ольга Миронова Любомирас Лауцявичюс Владас Багдонас Юрис Лумисте Виктор Лоренц Казимир Рабецкий Евгений Тиличеев Александр Берда Г. Вельц

Занимательные факты о фильме:

  • Детские воспоминания Элема Климова о горящем Сталинграде стали одной из причин создания «Иди и смотри».
  • Латышский актер Виктор Клавс Лоренц (1927 г.р.), сыгравший командира карательной айнзацгруппы в фильме, в годы Второй мировой войны был мобилизован в Латышский добровольческий легион. После войны провёл некоторое время в фильтрационном лагере и в ссылке в Комсомольске-на-Амуре. Был амнистирован по Постановлению Совета Министров СССР №843-342сс «О возвращении на родину репатриантов — латышей, эстонцев и литовцев» от 13 апреля 1946 года.
  • Для донесения своих мыслей до зрителя Элем Климов выбрал новую методику, охарактеризовав её как «сверхкино». Данный подход руководствуется принципами «гиперреализма» — чрезмерной концентрацией на деталях и объектах реальной жизни с характерным отсутствием авторских эмоций.
  • Впоследствии, Элем Климов в интервью сожалел о том, что ему не удалось снять кульминационную сцену фильма. Она задумывалась по сценарию, и именно из-за неё он выбрал название «Иди и смотри». По словам режиссёра, организация съёмок была далеко не идеальной, и времени осуществить задуманное в полной мере не хватило. Фильм снимался в хронологической последовательности, и для решения режиссёрских задач исполнитель главной роли, непрофессиональный актёр, должен был постепенно пройти страшный путь своего героя. Последовательная духовная перемена Кравченко-Флёры стоила рабочему процессу лишних полутора месяцев, и съёмки «упёрлись» в зиму: финальный уход партизан уже снимался в заснеженном лесу. Впрочем, Климов вспоминал, что в дальнейших разговорах с Адамовичем, пришёл к выводу, что зрители могли бы и не выдержать этой сцены.
  • По словам Климова, за рубежом фильм показался настолько шокирующим, что во время сеансов у кинотеатров дежурили кареты «скорой помощи», увозя слишком впечатлительных зрителей. На одном из обсуждений фильма встал пожилой немец и сказал: «Я солдат вермахта. Больше того — офицер вермахта. Я прошёл всю Польшу, Белоруссию, дошёл до Украины. Я свидетельствую: всё рассказанное в этом фильме — правда. И самое страшное и стыдное для меня — что этот фильм увидят мои дети и внуки».
  • К возникшим же слухам о настоящей седине и нарушениях психики Кравченко по сей день относится с юмором, воспринимая их как высокую оценку своего актёрского мастерства. Стоит заметить, что почвой для слухов о седине стало высокое качество гримировочной краски, использовавшейся для превращения мальчика в старика. Быстро привести волосы в прежний вид оказалось невозможно, и Кравченко по окончании съёмок вернулся домой седым, проходив в таком виде ещё какое-то время.
  • В сценарий также вошли отдельные мотивы из романа Адамовича «Партизаны» и его документально-философской притчи «Каратели». Но наиболее значимым источником стала книга «Я из огненной деревни», написанная Адамовичем совместно с белорусскими коллегами Янкой Брылем и Владимиром Колесником.
  • Сценарий фильма назывался «Убейте Гитлера»: название было задумано в глобальном смысле, как призыв убить дьявольское начало, в первую очередь, в себе. Режиссёр понимал, что это будет очень жестокий фильм и полагал, что вряд ли кто-нибудь сможет его смотреть. Сказав об этому Адамовичу, Климов в ответ услышал: «Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире».
  • Выход каждого фильма Климова сопровождался значительными трудностями, так как творческие приёмы и идеи режиссёра не устраивали Госкино.
  • Тестом для Кравченко (роль мальчика) стал просмотр кинохроники военных лет, в том числе с кадрами из концлагерей. После нескольких часов просмотра Кравченко был предложен чай с тортом, от которого подросток твёрдо отказался. Этот отказ оправдал ожидания режиссёра, испытывавшего актёра на способность искренне пропустить чужое горе и страдания через себя. Для роли Алексею также пришлось сильно похудеть. Молодой актёр был посажен на жёсткую диету, но сам решил, что этого недостаточно и начал бегать на большие расстояния, чтобы лучше сформировать образ измождённого ребёнка.
  • Помимо боевых патронов в фильме использовались и настоящие снаряды. Связано это было с вышеупомянутым стремлением Климова к подлинности. Изначально планировалось использование пиротехники и взрывпакетов, но после нескольких дублей режиссёр с оператором пришли к выводу, что такие взрывы выглядят ненатурально.
  • На озвучивании было принято решение «сделать такой мутант русского и белорусского, потому что, если бы я говорил на чистом белорусском, никто ничего бы не понял».
  • На Кравченко произвела сильное впечатление сцена с коровой: при съёмках использовались боевые патроны, и при попадании первых пуль животное встало на дыбы, чуть не задавив актёра.
  • На съёмках присутствовал детский психолог.
  • При съёмках сцены сожжения деревни массовку — местных жителей — согнали в амбар, но нужного накала эмоций никак не удавалось добиться. Кто-то из съёмочной группы пустил слух, что «киношники могут и всерьёз сжечь», а один из актёров, в роли немца, дал в воздух очередь из автомата. В результате, по словам Климова, «из амбара раздался такой человеческий вой, сымитировать который было бы не под силу ни одному актёру».
  • Никогда не забуду лицо, глаза одного крестьянина, его тихий-тихий рассказ о том, как всю их деревню загнали в церковь и перед сожжением офицер из зондеркоманды предложил: «Кто без детей, выходи». И он не выдержал, вышел, оставив внутри жену и маленьких детишек… Как сожгли, например, другую деревню: взрослых всех согнали в амбар, а детей оставили. А потом, пьяные, окружили их с овчарками и позволили собакам рвать детей.
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Принять Подробнее