Освобождение: Огненная дуга (1968)

0 11

«Освобождение: Огненная дуга» — это единственный, максимально реалистичный и исторически достоверный фильм о боях на Курском «балконе» летом 1943 года, с момента его выхода на экраны так и не было снято ничего подобного или лучшего.
«Огненная Дуга» — первый фильм (из пяти) в масштабной исторической киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение», повествует о грандиозной битве на Курской дуге летом 1943 года. Здесь произошло самое крупное в истории Второй мировой войны танковое сражение, и одна из самых крупных войсковых операций на восточном фронте. Наряду с личными судьбами героев на поле боя в фильме показаны и общие батальные сцены, деятельность штабов и разведок, работа ставки верховного главнокомандующего,  тех, кто трудился на фронте и в тылу.

Фильм стоит смотреть-всем кто хочет знать историческую правду, да он художественный, но содержит много исторически правдивых фактов о войне, в отличии западного и современного Российского кино. Великолепный сценарий, мастера военной прозы Юрия Бондырева, тонкая режиссура, операторская работа, особенно батальных сцен восхищают.


Год: 1968
Страна: СССР, Германия (ГДР), Польша, Италия
Режиссер: Юрий Озеров
Жанры Фильма: драма, мелодрама, военный
В ролях снимались: Михаил Ульянов Николай Олялин Лариса Голубкина Фриц Диц Петер Штурм Юрий Каморный Бухути Закариадзе Владлен Давыдов Виктор Авдюшко Владислав Стржельчик

Занимательные факты о фильме:

  • Разрешение на проведение съёмок на месте реальных событий так и не было получено, хотя группа и выезжала в Курск. Проблема заключалась в том, что в местах боёв всё ещё оставалось значительное количество неразорвавшихся бомб и снарядов, которые могли сдетонировать от пиротехнических эффектов или прохождения тяжёлой военной техники. Съёмки проводились в окрестностях города Переславля-Залесского.
  • Курировал работу съёмочной группы непосредственно ЦК КПСС. С самого начала Юрия Озерова предупредили, что о первых двух годах Великой Отечественной войны не может быть и речи: картина должна сразу начинаться с Курской битвы.
  • После того, как в 1968 году этот фильм показали маршалу Гречко и генералу Епишеву, картина легла на полку и пролежала там до лета 1969 года. В течение этого времени Юрий Озеров переделывал картину 4 раза и успел закончить следующий фильм эпопеи — «Прорыв».
  • Реально, Т-34-85 был принят на вооружение в 1944 году, и в Курской битве не участвовал. Настоящие герои той битвы, Т-34-76, до дня Победы не дожили, и в фильме их нет. Зато есть ИС-3 в роли советского танка, который был принят на вооружение в 1945 году.
  • Советский танковый ас, Герой Советского Союза, Владимир Бочковский, уничтоживший во время войны 36 бронеединиц противника, критично отзывался об эпизоде в фильме, когда два горящих танка, советский и немецкий, с разных сторон съезжают в реку, из них выскакивают танкисты и вступают в рукопашную схватку. По воспоминаниям сына Бочковского, отец несколько раз был свидетелем похожих эпизодов, но всё происходило совсем не так — танкисты, не глядя друг на друга, тушили свои машины и, не стреляя, разъезжались в противоположные стороны.
  • Из танков т-54 были созданы танки «Тигр». В свою очередь можно увидеть танк Ис-2 переодетый под «Королевского тигра», этот же танк можно увидеть в фильме «Падение Берлина» 1949 года.

Другие занимательные факты о съемках Киноэпопеи (отдельных фильмов):

  1. Фильм первый — «Огненная дуга», (1969)
  2. Фильм второй — «Прорыв», (1969)
  3. Фильм третий — «Направление главного удара», (1969)
  4. Фильм четвёртый — «Битва за Берлин», (1971)
  5. Фильм пятый — «Последний штурм», (1971)

 

Занимательные факты (о всей серии фильмов):

  • До «Освобождения» в советском кино был только один эпический фильм о войне — «Падение Берлина».
  • В «Освобождении» на экран снова вернулся Сталин, со времен XXII съезда как бы не существовавший в истории СССР.
  • Еще одной неточностью фильма стало большое количество солдат среднего и пожилого возраста, показанных в кадрах фильма. В реальности же Красная армия с 1943 года в основном состояла из солдат 18-летнего возраста, фактически из мальчишек.
  • По возможности фильм снимался в местах действительных событий. Берлин — в Берлине, Варшава — в Варшаве, Крымская конференция — в Ливадийском дворце, арест Муссолини — в Италии.
  • Озеров стремился снимать фильмы в тех самых местах, где проходили сражения, которым были посвящены части его эпопеи. Съемки проходили в Германии, Польше, Италии. В Крыму, в Ливадийском дворце снимали эпизоды Ялтинской конференции. Сцены взятия Берлина были поставлены на улицах германской столицы – на тех самых, где весной сорок пятого года проходили последние бои, на фоне сохранившихся с тех времен разрушенных зданий. Бой под Прохоровкой снимали в окрестностях города Переяслав-Хмельницкого под Киевом. Съемки затопления берлинской подземки проводились неподалеку от Москвы, на одном из шлюзов Москвы-реки, где были установлены декорации станции метро и установлены немецкие вагоны 1940-х годов.
  • Картину консультировали сотни специалистов и участников тех событий. С немецкой стороны одним из консультантов выступал, например, полковник Национальной народной армии Иоб-Вильгельм Хеннинг Дитрих фон Вицлебен, племянник фельдмаршала Эрвина фон Вицлебена — одного из участников «заговора генералов» 20 июля 1944 года, польскую сторону консультировал польский полковник, участник Второй мировой войны Збигнев Залуский.
  • Установка на создание киноэпопеи означала необходимость крупного бюджета. Хотя создание фильма предусматривалось с участием нескольких европейских социалистических государств, значительную часть этого бюджета предоставил СССР. Значительную часть затрат составляли костюмы и вооружение: режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра). Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил портной, который шил мундиры самому Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также были сшиты. Каски, для экономии веса изготовленные из пластмассы, были произведены на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. Советское обмундирование было взято со складов, где оно сохранилось со времён Великой Отечественной войны.
  • Проблемы возникли с военным снаряжением, в особенности со снаряжением германской армии. Ни в СССР, ни в ГДР не имелось нужного количества танков «Тигр» и «Фердинандов». На Львовском ремонтно-механическом заводе были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер». Министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить 100 советских танков, которые перекрасили под немецкие — для съёмок на заднем плане. Всего в съёмках участвовало 150 танков. Подобным образом обзавелись и самолётами. Як-18 выступал в роли всех советских истребителей, и чешские Zlin Z-526 — в роли «Мессершмиттов».
  • В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился Юрий Озеров). Увязать действия всех родов войск во время боя — это непростая задача, но она была решена.
  • Многие создатели «Освобождения» воевали на фронтах Великой Отечественной войны: режиссер Юрий Озеров, оператор Игорь Слабневич, сценаристы Юрий Бондарев и Оскар Курганов, художник Александр Мягков, режиссер Юлий Кун, редактор Григорий Марьямов и другие с оружием в руках боролись с немецко-фашистскими захватчиками.
  • По первоначальному замыслу, киноэпопея должна была носить название «Освобождение Европы» и состоять из трех частей: «Европа-43», «Европа-44» и «Европа-45». Впоследствии и концепция, и название цикла были изменены.
  • События фильма, происходящие на советско-германском фронте, показаны в цветном, а события в Москве, за границей и так далее — в чёрно-белом изображении.
  • Впоследствии материалы этого фильма были использованы в сериале «Трагедия века» и фильме «Великий полководец Георгий Жуков».
  • Советский танковый ас, Герой Советского Союза, Владимир Бочковский, уничтоживший во время войны 36 бронеединиц противника, критично отзывался об эпизоде в фильме, когда два горящих танка, советский и немецкий, с разных сторон съезжают в реку, из них выскакивают танкисты и вступают в рукопашную схватку. По воспоминаниям сына Бочковского, отец несколько раз был свидетелем похожих эпизодов, но всё происходило совсем не так — танкисты, не глядя друг на друга, тушили свои машины и, не стреляя, разъезжались в противоположные стороны.
  • Мундир для роли Сталина изготовил тот же самый портной, который шил одежду самому «вождю народов».

 

Подбор актеров:

  • При подборе исполнителей ролей Юрий Озеров отдавал предпочтение тем кандидатам, кто уже играл того или иного исторического деятеля ранее.
  • Трудности у режиссера возникли с кандидатурой актера на роль Жукова. В этом Озерову помог сам легендарный маршал: «Озеров пожаловался Георгию Константиновичу, что пока не может найти исполнителя на роль Жукова. Отец задумался и сказал, что недавно видел фильм «Председатель». Так вот артист, фамилии которого он не знает, сумевший сыграть председателя, который смог вытащить все сельское хозяйство, сможет осилить и роль Жукова. Озеров тут же позвонил Ульянову и сообщил, что Жуков выбрал его…»
  • Когда состоялась телевизионная премьера ленты, Жуков с огромным интересом посмотрел ее от начала до конца. Вспоминает Маргарита Жукова, дочь Георгия Константиновича: «Он загодя сел перед телевизором, протер очки и терпеливо ждал, пока начнется фильм. Во время показа Георгий Константинович все время спрашивал: «А это кто? А это?..» Ему объясняли, что это Василий Шукшин играет Конева, а это Владлен Давыдов в роли Рокоссовского… «Это же надо…» — удивлялся отец. Когда же у него спросили, а сам-то ты как, он сказал: «Я еще ничего, а вот остальные…»»
  • Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Уинстона Черчилля был утвержден Юрий Дуров — клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых.
  • Роль маршала Конева исполнил Василий Шукшин, для роли побривший голову наголо.
  • Василия Шукшина пригласили сыграть маршала Конева после того, как актера, который был утвержден на роль ранее, «забраковал» сам военачальник, посчитав, что тот недостаточно похож на него.
  • По воспоминаниям Василия Шукшина, однажды в павильоне «Мосфильма», где проходили съемки эпизодов «Освобождения», при встрече с загримированным под Сталина актером Бухути Закариадзе один из консультантов картины, генерал армии стал по стойке «смирно» и отдал честь.
  • В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Власов. Огромной удачей для Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешён с тем условием, что его имя нигде упоминаться не будет: не только в фильме, но и на съёмках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».
  • На роль Власова пригласили Юрия Померанцева. Померанцев, участник войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но он легко мог быть загримирован под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день. А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм.
  • Для немецкого актера Фрица Дица «Освобождение» — не первый и далеко не последний фильм, где он играет роль Гитлера. Диц появлялся в образе нацистского фюрера в картинах «Эрнст Тельман — сын своего класса» («Ernst Thalmann – Fuhrer seiner Klasse»), «Замерзшие молнии» («Die gefrorenen Blitze»), «Я, справедливость» («Ja, spravedlnost»), «Семнадцать мгновений весны», «Выбор цели» и «Солдаты свободы». Уговорить актера сняться в фильме Юрия Озерова оказалось нелегким делом: Диц очень не хотел стать заложником одной роли, и чтобы добиться от него согласия на участие в картине, потребовалось личное вмешательство руководителя ГДР Эриха Хонеккера (Erich Honecker). При этом Диц всегда придерживался радикальных антифашистских взглядов и в 1930-е годы, после прихода Гитлера к власти, даже эмигрировал в Швейцарию.
  • Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых выходили в советском прокате), сыграл Отто Скорцени.
  • Итальянец Иво Гаррани, не похожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.
  • В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, роль полковника Клауса Шенка фон Штауффенберга исполнил Альфред Штруве. Его же пригласили и в «Освобождение». В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР, такие как Ханньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие.
  • В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Франтишек Печка, Игнацы Маховский, Адам Пежик, Станислав Микульский, Ян Энглерт и другие. Роль президента США Франклина Делано Рузвельта исполнил Станислав Яськевич.
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.