Три самых устойчивых мифа Великой Отечественной. Почему Жуков — не «мясник», а это прозвище можно дать Рокоссовскому? (Алексей Исаев, 2019)
Жуков был стабильно лучше своих соседей по потерям и демонстрировал высокие успехи в оперативной маскировке. Его часто сравнивают с Рокоссовским-интеллигентом. Но на самом деле, более глубоко разбиравшимся в военном деле был Жуков, а Рокоссовский в отношении с подчиненными, напротив — был более жесток, хотя на войне это нормально.
Первый и конечно самый популярный миф о войне в кино — «одна винтовка на троих». Якобы под Москвой и по всему Советскому союзу, защитники родины останавливали немецкие танки чуть ли не с одной винтовкой на десятерых, хотя понятно, что это безумие и сделать невозможно.
Проблем с оружие на начальном этапе войны не было — остались запасы царской армии и трофеи из польского похода 1939 года. Самое забавное, что ноги у мифа растут от немецкого фольксштурма, у которых реально была 1 винтовка на троих и даже на пятерых с одной обоймой. В Красной армии, в худшем случае не вооружались вспомогательные подразделения — те кто крутит баранку, коноводы и другие тыловики.
Миф о том, что разведчики докладывали о начале войны летом 1941-го, а Сталин не верил и вел себя как слабоумный — появились в 1960-е годы. Тогда это было можно (документы были неизвестны) и особенно в этой стезе отличился чекист Пётр Ивашутин, написавший множество статей по данной теме. На самом деле проблема была в аналитической работе самой разведки — перед войной был поток противоречивой информации, из которой вычленить правду было крайне тяжело.
«Мифы появляются когда требуется простое объяснение сложных проблем» — так говорит Алексей Исаев. Далее в интервью разбор мифа про непобедимую немецкую авиацию, танки, современное военное кино, Брестскую крепость, искаженную историю 28 панфиловцев, а так же хитроумных советских партизан на брянщине.