В годы Великой Отечественной войны была проведена уникальная операция по переброске двух подводных лодок из Балтики на Ладожское озеро. Интересно, чем занимались эти лодки на Ладоге?
Весной 1943 года в районе озера Ладога появилась флотилия, представленная объединенными силами Германии и Финляндии. Она была сформирована для полного уничтожения Ладожской военной флотилии Советского Союза, а также для создания помех снабжению провиантом и всем необходимым Ленинграда. Для противодействия этому и для решения иных задач у командования Балтийским флотом возникла идея тайно доставить на озеро несколько субмарин типа “Малютка”.
Одной из главных целей применения подводных лодок на Ладоге было слежение за противником и добыча информации, которую нельзя найти иными средствами разведки. Важнейшее значение имели такие аспекты как:
— обнаружение оперативных штабов противника;
— изучение всех систем навигации вражеских сил;
— наблюдение за береговой линией и акваторией, где располагалась флотилия врага;
— предоставление информации по перемещению солдат финской армии на прибрежных позициях.
Подводя итог: субмарины М-77 и М-79 (именно их выбрали для доставки на озеро) должны были стать «глазами и ушами» советского флота на этом участке боевых действий.
Операция по передислокации субмарин из Балтики на Ладогу являлась уникальной. Доставка подлодок осуществлялась сухопутным путем по железной дороге. Для переправки использовались 2 ж/д состава, включавших в себя по 2 четырехосных платформы (каждая из которых весила по 60 тонн), а также несколько обычных вагонов. Чтобы субмарины можно было довезти до места с них демонтировали все съемные детали — таким образом снизилась нагрузка на ж/д пути и платформы. Транспортировка подлодок происходила со станции Дача Долгорукова с июня 43-го. Скорость движения состава не превышала 10 км/ч. Изначально была отправлена только одна подлодка, а уже после ее прибытия в конечный пункт отправили и вторую — вся операция по перевозке длилась месяц. На озере лодки собрали и отправили на выполнение боевых задач. Интересно, что для предотвращения рассекречивания операции субмарины укрывались маскировочными сетями, различными коробками и ящиками.
Операция, которая предполагала переправку крупногабаритного груза по железной дороге, держалась в строжайшем секрете, ведь противник в любой момент мог с помощью авиации уничтожить медленно движущийся состав. Сложность заключалась еще и в том, что после маскировки субмарин коробками и ящиками состав стал очень широким и высоким, то есть не проходил по габаритам в некоторых местах по пути следования. Чтобы устранить препятствия, вперед был пущен состав с ремонтниками и бригадой электриков, которые при необходимости демонтировали провода и расчищали путь от других конструкций.
На экипажи субмарин М-77 и М-79 была возложена задача по разведке, доставке к месту проведения диверсионных операций социальных групп и их эвакуация и т.д.Такие операции выполнялись в очень тяжелых условиях, ведь важно было не дать себя обнаружить. Усложняли выполнения заданий и погодные условия, поскольку Ладожское озеро, которое часто называют морем, в любое время года очень опасно и непредсказуемо.
«Малютки» пребывали на службе на Ладожском озере до конца войны. Несмотря на то, что М-77 и М-79 было запрещено вступать в открытые бои, дабы не обнаружить свое присутствие на озере, на данном направлении подлодки внесли огромный вклад в изменение ситуации на поле боя в лучшую для армии СССР сторону.