Генерал звездных войн (Россия) 2010 год
Режиссер: Александр Мержанов
Руководитель проекта: Александр Островский
История боевой советской «многоразовой» космонавтики — «белое пятно», где главным действующим лицом был конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Свою «Спираль» — проект многоразового космического челнока, взлетающего с борта специального гиперзвукового самолета — Лозино-Лозинский начал создавать еще в 1965 году. До сих пор все попытки за рубежом сделать аналогичную систему терпели фиаско. И у нас принято считать, что от «Спирали», официально и вроде бы бесповоротно закрытой во второй половине 70-х, осталась лишь маленькая пластмассовая модель, изредка демонстрируемая на телеэкранах.
Весь мир знает этого человека только как главного конструктора легендарного «Бурана». Однако незадолго перед смертью в одном телеинтервью он неожиданно откровенно заявил, что именно реализация «Бурана» позволила ему «не совсем даже законными методами провести важные испытания другой космической системы». Глеб Лозино-Лозинский говорил о главном проекте своей жизни – «Спирали», который почти не известна обывателю, хотя работу над ним он не прекращал никогда, не смотря ни на какие запреты.
Лозинский доказывал — в космос надо взлетать только на крыльях и на них же возвращаться на Землю. Это и будет настоящая многоразовая и к тому же доступная космонавтика. Ведь для космического старта уже вообще не требуется специальный космодром – хватит обычного аэродрома.
На самом деле Лозино-Лозинский, взяв на себя всю полноту ответственности, втайне от официальных властей, фактически полностью реализовал этот проект (в усовершенствованном виде известный ныне специалистам как МАКС – Многоразовая авиационно-космическая система, хотя об истинных его возможностях и степени готовности не говорят). Своим единоличным решением, не ставя в известность руководство страны, он все же сумел испытать в реальном космическом полете многоразовый боевой орбитальный корабль, настоящий космический истребитель-бомбардировщик.
Об этих испытаниях стало известно в США – попытка перехватить приводнявшийся в Тихом океане советский боевой корабль американским военным флотом предпринималась. И это только один и, может быть, не самый значимый эпизод в неизвестной истории советского космоса и биографии Генерального конструктора. Биографии на грани триумфа, в конечном итоге всегда остававшейся драмой. Ведь даже сегодня не говорится, что концепция проекта «Энергия-Буран», на которой настаивало руководство страны, вызывала у Лозино-Лозинского серьезные возражения. И все же за постройку самого «Бурана» Глеб Евгеньевич взялся во многом благодаря тому, что, официально возглавив один проект, он неофициально смог продолжить другой. И так он поступал всегда – работая над любой официальной программой, он умудрялся в ее рамках проводить нужные ему испытания и исследования, чтобы довести собственный проект до совершенства.
Парадокс в том, что вроде бы противопоставляя себя всей государственной машине, Лозино-Лозинский всегда оставался ярым государственником, жестко пресекая любое инакомыслие со стороны своих сотрудников, когда это государство в очередной раз хоронило его проект. Это был человек своего времени: он никогда не спорил с системой, он пытался использовать ее. Обладая по-настоящему деспотичным характером, безжалостно карая и увольняя, он прекрасно знал себе цену — единственному в СССР конструктору полностью многоразовых кораблей, создающему реальные проекты. И возможно, потому он все же добился своего: Многоразовая авиационно-космическая система Г.Е. Лозино-Лозинского сегодня технически полностью реализуема для грядущих Звездных войн. В том, что они неизбежны, он не сомневался никогда…