Сентябрь, 1945 года, танкист Игнат возвращается с войны в родную Сибирь. Спускаясь с поезда он сразу идет в контору к Фомичу Колыманову и требует паровоз на обслуживание: «Не дашь паровоз — поедут дальше».
Игнат соскучился по работе, устал от войны, теперь он хочет где нибудь осесть и далекий сибирский полустанок — это лучший для него выбор. Контингент на железной дороге и в поселках по-соседству специфический: предатели родины, остарбайтеры, литовцы, эстонцы, немцы, ссыльные и прочие исправляющиеся. Бравый победитель Игнат — один здесь такой. Он бескомпромиссный, контуженный, максимально жесткий и как паровоз горячий и быстрый.
Его назначают машинистом взамен Степана, и у этого же Степана он невзначай прибирает себе местную красавицу — Софию, родившую от немца ребенка. Игнат пытается навести свои порядки, бьет морды, дерзит. Устраивает догонялки с Лижневским паровозом и его машинистом Саркисяном. Вот после этих гонок паровоз у Игната и забирают…
На станции местный охотник рассказывает грустному Игнату, что за рекой на острове стоит паровоз — только мост почини и он твой. Одержимый паром и огнем Игнат вплавь добирается до острова, находит там паровоз и его обитательницу — молодую ссыльную немку, одичавшую в сибирских лесах…
Год: 2010
Страна: Россия
Режиссер: Алексей Учитель
Жанры Фильма: драма
В ролях снимались: Владимир Машков, Сергей Гармаш, Владас Багдонас, Александр Баширов, Юлия Пересильд, Анна Уколова, Семен Белоцерковский, Алексей Горбунов, Вячеслав Крикунов, Аньорка Штрехель
Занимательные факты о фильме:
- Женщины, чтобы выглядеть достовернее в банной сцене, не брили волосы подмышками и в интимных местах.
- «Гайка», которую откручивают на паровозе Машкова, на самом деле — заглушка штуцера углеполивочного рукавчика, находится она на водопитательном инжекторе, а не на котле. При неработающем инжекторе из этого штуцера не пошло бы вообще ничего, при работающем — полилась бы вода. Кроме того, видно, что пробка, откручивающаяся от вибрации, сидит очень свободно и пропускает она не пар, а воду.
- Изначально фильм должен был называться «Густав». Алексей Учитель в одном из интервью рассказал, что название поменяли, так как создатели фильма рассчитывали прокатывать данный фильм в Германии, а там, по словам немецких коллег, название «Густав» ассоциируется с одноимённым кораблём, который потопил Александр Иванович Маринеско.
- Непосредственно съёмки шли с сентября 2008 года по май 2009 года под Большой Ижорой (Ленинградская область), где построили декорации таёжного посёлка, сцены с разворотным кругом снимались на станции Приозерск. Режиссёр отмечает несколько очень сложных сцен фильма, он сказал: «Снимать „Край» было очень тяжело, какую сцену не возьми». К постельным сценам шла долгая психологическая подготовка, и они снимались с одного дубля.
- В картине практически отсутствует компьютерная графика, и в качестве паровозов снимались настоящие довоенные локомотивы, восстановленные и предоставленные для съёмок ОАО «РЖД» (паровозы за время съёмок были доведены до плачевного состояния и нуждались в капитальном ремонте, так как все гонки были реальными). Это товарный паровоз Эу 683-32, построенный Харьковским паровозостроительным заводом в 1928 году, товарный паровоз СО18-2018, построенный Ворошиловградским паровозостроительным заводом в 1941 году, который участвовал в Сталинградской битве, и паровоз серии Ов-324, выпущенный Невским заводом ещё в 1905 году.