Адские муки конструкторов советских пулеметов. Проблема рантового патрона, которую не решат и в ближайшем будущем (2019)
130 лет назад полковник Роговцев придумал патрон 7,62Х54 с выступающим рантом (закраина, фланец гильзы), потому что гильза фиксируется в патроннике именно рантом, а не своим скатом и не плечиками. Для винтовок это хорошо, однако в случае с ленточным питанием пулемета, автоматике требовалось сперва вытащить на себя патрон из ленты, а потом вставить его в патронник обратно. И всё бы ничего, но в идеале лучшим вариантом было когда патрон из ленты досылался в патронник напрямую — как это было реализовано с безарантовым патроном в немецком MG-34/42.
Задача прямой подачи рантового патрона была столь сложна, что впервые сделать нормальную прямую подачу с ленты удалось только в 1956 году, в опытном пулемете конструкции Никитина. Была спроектирована специальная лента из пружинистой стали, которая пропускала сквозь себя патрон целиком, но конкурс тогда выиграл пулемет системы Калашникова ПКТ с обычной лентой Горюнова.
Никитин был не первым, кто попытался. Первые испытания новых станковых пулеметов начались в сентябре 1942 года: конструкции Силина, Владимирова, Кондакова и Дегтярева. Три первых образца имели приемник ползункового типа с прямой подачей патрона из ленты. Вообще лента это всегда была головная боль конструкторов: шляпка патрона часто упиралась в выбрасыватель и патрон клинил, перекосы ленты из-за сорвавшихся пальцев пластинок звена, выпадение патрона из ленты.Тканевая лента «Максима» часто мокла, ссыхалась, рвалась, искривлялась, что вместо неё иногда пытались использовать трофейные немецкие ленты.