Массовый выпуск бракованных Т-34, который привёл к скандалу в руководстве СССР в разгар войны (2021)
С 15 января 1942 на советских танковых заводах очень свободно относились к изготовлению бронированных машин. Только каждый 10-й новый танк Т-34 и тяжелый КВ-1, по выбору военпреда подвергался пятикилометровому пробегу.
С случае с танками Т-60 сомнений было больше, поэтому пробегу подвергали каждый пятый новый танк, но пушку проверяли на каждом.
Допускалась отправка в войска танков Т-34 с отсутствующими спидометрами, без моторов поворота башни, без переговорных устройств и вентиляторов башни. К чему это приводило? Показателен пример 121-й танковой бригады, которая в ходе 250-километрового марша в феврале 1942, потеряла из-за поломок половину тяжелых танков КВ. Долгое время после этого ситуация принципиально не менялась.
Осенью 1942 были проинспектированы 84 танка КВ, вышедших из строя по техническим причинам и не выработавших даже 15-ти моточасов. Чаше всего встречались поломанные моторы, вышедшие из строя КПП, негодные триплексы, бракованные катки и куча других мелких недоработок.
Летом 1942 года до 35% танков Т-34 были потеряны безвозвратно из-за поломок узлов и агрегатов. Трещины на сварных швах, отсутствие некоторых компонентов внутри, малый моторесурс — были частым явлением в 1942 году. Такая ситуация с техникой не могла пройти незамеченной мимо вышестоящего руководства страны и в 1942 Генпрокуратура начала серьезное расследование о причинах сложившейся ситуации.
Главная причина плохого качества брони и появления трещин были выявлена. Дело в том, что в мирное время броня танков Т-34 закаливалась и «отпускалась» несколько раз и по одному листу в печи за раз. В 1942 году закаливать стали только один раз и сразу по несколько листов. Броневая сталь для Т-34 марки 8С в результате нарушения технологии расширялась и рабочие просто подрезали бронелисты в нужных местах при помощи газовых резаков, лишая таким образом бронелист всех преимуществ закалки в месте воздействия. Продолжение в видео.