Выживание советских летчиков покруче Маресьева: «Сбил тараном немецкий самолет и добил его экипаж на земле» (2021)
25 октября 1941 года летчик-истребитель Захар Сорокин, воевавший на Северном фронте, совершил таран немецкого Me-110. Он совершил вынужденную посадку в тундре и уже на земле вступил в схватку с экипажем немецкого самолета, одержал победу. Так вот, у него был полный НАЗ из галет, консервов, зеркальца, ракетницы, электрического фонарика и даже был коньяк. Захар Сорокин шесть суток и 70 километров добирался до своих, отморозил ноги и их пришлось ампутировать (по другому документу 30 километров и ампутировали только пальцы ног). На протезах он продолжил воевать и в 1944 году был удостоен звания Героя Советского Союза.
Сейчас НАЗ (носимый аварийный запас), позволяющий выжить почти в любых условиях, обычно закреплен на катапультном кресле. НАЗ как мы видим был и у советских летчиков, однако тот же Алексей Маресьев в 1943 четко ответил на вопрос — ничего у него не было, даже крошки еды. Другие сбитые летчики вспоминают, что в карманах в лучшем случае можно было найти плитку шоколада, семечки и конфеты — то, что оказалось в карманах случайно. Ас Покрышкин сбитый над Молдавией, вспоминал, что всю дорогу до своих утолял город плиткой шоколада, которую ему насильно вручил доктор накануне. Куда девался НАЗ? Он ведь должен был быть согласно постановлению ГКО от 12 сентября 1941 года, на случай вынужденной посадки или аварии в самолете должны быть: три банки сгущенки, три банки мясных консервов, 800 грамм галет, 300 грамм шоколада, 400 грамм сахара на одного человека.
Получается, что летчики воевавшие на тундрой, более бережно относились к своему НАЗу, чем летчики более южных фронтов и вообще это сильно зависело от части. Так же известно, что некоторые советские летчики брали 3-4 плитки шоколада и приматывали их изолентой к парашюту. Подробнее о НАЗ в видео.