Вывезенные после войны в СССР немецкие специалисты создали двигатель, который противоречил теории. Чем он шокировал советских конструкторов? (2020)
До этого момента считалось, что турбореактивный двигатель по КПД никогда не достигнет уровня поршневых моторов, да и вообще будет создан на грани возможностей самых передовых материалов.
Осенью 1946 в поселок Красная глинка под городом Куйбышев из Германии перевозились немецкие специалисты и заводы. Немцы с большой охотой ехали в СССР, дело в том, что по итогам войны все их предприятия были закрыты, а в СССР им мало того, что предлагали заниматься любимым делом, так и давали хорошее жилье, охрану и огромные зарплаты.
При их участии в Куйбышеве основывается секретный опытный завод №2 по созданию реактивных двигателей. Первый крупный успех пришел в начале 1950-х годов, когда был сделан турбовинтовой двигатель ТВ-022 — изначально проект фирмы «Юнкерс». Он был сделан лучше, чем теоретически возможно, так температура газов согласно расчетам в турбине должна была быть выше на 200 градусов, но по факту была меньше. КПД турбины по расчетам — 88%, на практике 91,5%. Это был чудо-двигатель противоречащий теории, все расчеты и многолетние теоретические изыскания обрушились в один день.
Про завод №2. На этом заводе берут свое начало знаменитые двигатели Кузнецова, на которых в дальнейшем летала и летает вся наша стратегическая авиация: Ту-160, Ту-22М3, Ту-95. Его двигатели, они остаются непревзойденными до сих пор. Ну а в 1946 было непонятно, какой из проектов двигателей даст больший результат, поэтому силы были брошены на всё и сразу.
Родоначальниками каких двигателей стали немцы приехавшие в СССР (с 43 минуты, в т.ч. про двигатель, который противоречил теории)? За счёт каких ресурсов СССР в кратчайшие сроки стала космической державой? Что вывозили с собой из Германии в Куйбышев немецкие специалисты? Рассказывает и на вопросы отвечает заведующий лабораторией кафедры КиПДЛА Самарского университета Илья Лейковский.