Каким был самый мощный танк Советского Союза, созданный до Великой Отечественной войны? И почему в ходе боевых действий он показал себя не с лучшей стороны?
Разработка первого в СССР тяжелого танка началась в конце 1920-х годов. Поскольку опыта подобной работы у советских конструкторов пока не было, к проекту также привлекли иностранных специалистов. Новый танк должен был всем своим видом внушать потенциальным врагам трепет перед советской военной машиной. Следовательно, главный принцип, которым руководствовались инженеры при создании Т-35 — чем больше, тем лучше.
Танк получил солидное вооружение, размещенное в пяти башнях. Одна 76.2-мм пушка образца 1927 года была расположена в центральной башне верхнего яруса. Два 45-мм орудия образца 1932 года устанавливались в башнях нижнего яруса, спереди и сзади. В каждую из орудийных башен монтировался пулемет, и на нижнем ярусе также были предусмотрены две отдельные пулеметные башенки.
Машина весом 55 тонн приводилось в движение V-образным 12-ти цилиндровым двигателем мощностью 500 лошадиных сил и могла развивать скорость 30 км/ч. Толщина сварного корпуса в лобовой и бортовой частях составляла 20-мм. Орудийные башни изготавливались из бронелистов толщиной 25-30-мм. Толщины брони Т-35 вполне хватало на защиту экипажа от пуль и осколков, но не от снарядов вражеских батарей. Именно поэтому в 1937 году было принято решение увеличить толщину брони до 50-мм.
Т-35 рассматривался как танк поддержки пехоты. Командование возлагало на пятибашенных “монстров” роль своеобразного тарана, с помощью которого будет возможно вскрывать глубокоэшелонированную оборону противника.
В предвоенные годы советское руководство любило показывать «сухопутные дредноуты» на первомайских парадах, проходивших на Красной площади. В сравнении с машинами аналогичной конструкции других стран Т-35 действительно был самым тяжелым и имел самое мощное вооружение. Британский пятибашенный Vickers A1E1, например, весил всего 33 тонны и был оснащен лишь одной 28-мм пушкой.
Всего был выпущен 61 серийный экземпляр Т-35. К сожалению, эти машины постигла незавидная участь. Все они были захвачены или выведены из строя в первые месяцы Великой Отечественной войны. По результатам боевого применения Т-35 оказалось, что танк, сконструированный в начале 1930-х годов, совершенно не подходит для отражения немецкого “блицкрига”. Медленные и неповоротливые “махины” зачастую даже не доезжали до поля боя — отчеты свидетельствуют о большом количестве небоевых потерь танков Т-35 в связи с неисправностями. Но даже доехав до линии огня, эти танки, как правило, становились легкой мишенью и не успевали в полной мере реализовать свою огневую мощь. К тому же, управление огнем при наличии пяти независимых друг от друга огневых точек было крайне сложной задачей для командира, так как все он контролировать просто не мог.
Единственный сохранившийся до наших дней Т-35 в годы войны был приписан к Казанскому танковому училищу и использовался для обучения курсантов, в реальных боях никогда не участвовал. Сейчас машина находится в выставочном павильоне музея военной техники в Кубинке, и посмотреть на последний советский «сухопутный дредноут» может любой желающий.