Крейсер «Варяг» (1946)

0 6

7.80

Единственный советский фильм посвященный подвигу русских моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» в заливе вблизи корейского города Чемульпо. Роль «Варяга» исполнил загримированный крейсер «Аврора» — читайте занимательные факты о фильме.
Конец января 1904 года, в корейский порт Чемульпо входит канонерская лодка «Кореец», присоединяясь к русской миссии во главе с крейсером «Варяг». Поход «Корейца» омрачил только один инцидент перед заходом в порт — мичман заметил торпеду со стороны японской эскадры и поднял тревогу, но всё обошлось. Помимо «Варяга» и «Корейца» в порту стоят военные суда дипломатических миссии других стран — Англии, Франции, Америки и Италии. На внешнем рейде за всеми наблюдает большая японская эскадра: 220 орудия японской эскадры против 53 орудий русских кораблей. 7 февраля японский консул объявляет, что Япония объявила войну России и требует, чтобы русские вышли из порта и сдались на милость врагу. Связи с командование нет, капитан Руднев принимает решение идти на прорыв…


Год: 1946
Страна: СССР
Режиссер: Виктор Эйсымонт
Жанры Фильма: военный
В ролях снимались: Борис Ливанов Александр Зражевский Николай Чаплыгин Вячеслав Новиков Всеволод Ларионов Георгий Петровский Надир Малишевский Михаил Садовский Николай Бубнов Ростислав Плятт

Занимательные факты о фильме:

  • Фильм был снят в связи с началом Советско-Японской войны августа 1945 года.
  • Фильм воспроизводит события боя у Чемульпо 27 января (9 февраля) 1904 года. Командующий японской эскадрой, включавшей в себя 2 броненосных и 4 бронепалубных крейсера, а также 8 миноносцев, успешно высадил десант и заблокировал русские корабли в порту, после чего вынудил их выйти на внешний рейд и принять бой в невыгодных для них условиях. В ходе боя «Варяг» получил ряд повреждений, вышел из боя и вместе с «Корейцем» вернулся в порт, где русские корабли впоследствии были уничтожены своими командами, перешедшими на нейтральные суда. Офицеры и команды русских кораблей были размещены на французском крейсере «Паскаль» (216 человек), английском крейсере «Талбот» (273 человека) и итальянском крейсере «Эльба» (176 человек).
  • Из команды «Варяга» непосредственно в ходе боя погибли 1 офицер и 22 нижних чина (после боя в течение нескольких дней скончались ещё 10 человек), японцы потеряли 30 человек убитыми.
  • 9 февраля 1904 года в районе Чемульпо стояла ясная погода, температура воздуха составляла 6 °С, волнение практически отсутствовало. К моменту начала боя начался отлив, который, складываясь с течением реки, создавал попутное для русских кораблей течение скоростью около 4 узлов. На иностранных кораблях также играла музыка, их команды провожали русские корабли криками «ура». В 11:25/12:00 на «Варяге» пробили боевую тревогу и подняли боевой флаг.
  • «Варяг» был затоплен на мелководье, и при отливе его правый борт полностью выступал из воды. С 10 февраля корабли Уриу несли сторожевую службу вблизи корпуса корабля, на котором был поднят японский флаг.
  • Бой вызвал широкий отклик в массовой культуре. Ему посвящены две широко известные песни — «Плещут холодные волны» и «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг»», написанные ещё в 1904 году.
  • 7 сентября 1945 крейсер отбуксировали в Ленинград и начали разгрузку помещений и демонтаж оборудования. 23 октября 1945 года «Аврору» предоставили в распоряжение съёмочной группы киностудии имени М. Горького, занимавшейся съёмками фильма «Крейсер „Варяг»». «Авроре» предстояло сыграть роль прославленного крейсера. До начала 1946 года «Аврору» «гримировали» под «Варяг»: устанавливали четвёртую, фальшивую, трубу, несколько 152-миллиметровых пушек, снимали с некоторых орудий щиты, делали носовое украшение и командирский балкон в кормовой оконечности. Палубу покрыли сосновой доской, а завод «Судобетонверфь» выполнял герметизацию корпуса. Сначала с поверхности обшивки была тщательно удалена ржавчина, затем почти всю подводную часть залили тонким слоем бетона высокой марки.
  • Затянувшиеся съёмки, в которых принял участие весь личный состав корабля, окончились 29 сентября 1946 года. Уже на следующий день «Аврору» возвратили к стенке судоремонтной мастерской у Масляного канала. Здесь на корабль установили четырнадцать 152-миллиметровых орудий Канэ, причём одиннадцать из них имели сухопутные станки и щиты, а для трёх пришлось изготавливать щиты по образцу имеющихся. Для производства салютов установили четыре 45-миллиметровых орудия: попарно на среднем и кормовом мостиках. 6 ноября 1947 года «Аврора» была установлена у моста Лейтенанта Шмидта, откуда её после окончания праздничных мероприятий, посвящённых 30-летию Октябрьской революции, снова перевели к заводу для завершения переоборудования.
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.