Бег (1970)
7.30
Гражданская война отличная от войны обычной, в гражданской противникам не интересны территории, города, ресурсы и прочие причины обычных войн — сражение идет за умы людей. В ходе гражданской войны проигравшая сторона должна либо изменить свое политическое и социальное мнение в угоду победившим, либо уехать из страны, страны в которой они родились, выросли и считали своей.
Фильм «Бег» — это первая Советская экранизация произведений Булгакова, заслужено считается одной из лучших и масштабных. Авторы картины постарались максимально достоверно показать печальные события конца Гражданской войны, времени когда были потеряны все надежды на восстановление прежнего до революционного строя. Фильм получился поистине эпический, реалистичные сцены последних сражений, пугающая панорама массового бегства людей, безумство людей преданных царю и других потерявших всякую надежду и цель в жизни.
В фильме много замечательных актеров того времени, все роли сыграны великолепно, отличительной особенностью стала сама возможность снять фильм про произведению Булгакова. Всё дело в том, что фильм всецело посвящен белому движению, без главных героев со стороны красных. Отличный фильм хорошо передающих атмосферу того времени, рекомендуем!
Год: 1970
Страна: СССР
Режиссер: Александр Алов, Владимир Наумов
Жанры Фильма: драма, военный, история
В ролях снимались: Людмила Савельева Алексей Баталов Владислав Дворжецкий Михаил Ульянов Евгений Евстигнеев Татьяна Ткач Владимир Заманский Олег Ефремов Михаил Глузский Николай Олялин
Занимательные факты о фильме:
- Фамилия персонажа Алексея Баталова, Сергея Павловича Голубкова, является почти анаграммой фамилии «Булгаков».
- Для съёмочной группы фильма был устроен закрытый просмотр запрещенного в СССР фильма «Доктор Живаго» (1965 год, реж. Дэвид Лин).
- Консультантом фильма была Елена Булгакова (третья жена и муза Михаила Булгакова), которую Наумов называл прекрасной мистической женщиной и говорил: «Я не понимаю, наши отношения сон или явь?..». По его же словам Елена Сергеевна являлась звеном между съёмочной группой фильма и Михаилом Афанасьевичем
- Елена Булгакова внесла в фильм сцену, когда гробовщик проводит пальцем по щеке одного из белых офицеров и говорит: «Надобно побриться! А то мёртвого будет не сподручно брить!».
- Для съёмок снов Хлудова предполагалось солёное озеро Баскунчак около Волгограда. Оператор Леван Пааташвили вспоминает: «Это бесконечная гладь ослепительно белой соли, похожей на ледяной покров. Когда летнее солнце опускалось к горизонту, на белой поверхности от фигур и предметов появлялись длинные километровые тени, и это выглядело как сновидение. Натура подходила нам идеально, но, к сожалению, в этой «пустыне» не было воинских частей, необходимых для массовых сцен. Наконец, после долгих поисков я неожиданно нашел натуру с необычно интересной фактурой. Это были люберецкие карьеры, где добывают песок для стройки, — масштабные нагромождения странных конфигураций уходящих в глубину песчаных насыпей. Нам удалось на материале этой натуры создать гармонию цвета, света и формы, выделяя лишь отдельные драматургические моменты. Здесь мы отсняли все сны Хлудова и основные боевые сцены с Красной Армией».
- Зимние сцены в монастыре и в лесу (в начале и в конце фильма) снимались в Саввино-Сторожевском монастыре и его округе, рядом с Звенигородом под Москвой.
- Сцену, когда всадник на скаку поднимает с земли упавшее красное знамя сняли с одного дубля (съёмки проходили в Закарпатье, где только закончились съемки фильма «Ватерлоо» режиссёра Сергея Бондарчука, и лошади были настолько измотаны, что отказывались сниматься).
- Форсирование красными Сиваша снимали под Севастополем и в Закарпатье, сцены в монастыре и в лесу — в окрестностях подмосковного Звенигорода, в Саввино-Сторожевском монастыре, визит Чарноты и Голубкова в парижскую резиденцию Корзухина — во французской столице.
- Общие планы Константинополя без актеров снимали в Стамбуле «подпольно» из-за отсутствия разрешения религиозных организаций. Съёмка шла на ручную камеру, чтобы не считаться профессиональной. Из-за разряженного аккумулятора получилось снять не 24 кадра в секунду, а всего 10-12. Городские декорации «Константинополя» снимали в болгарском городе Пловдиве, частично — в декорациях на «Мосфильме».
- Сцену, где герой Михаила Ульянова в подштанниках идет по городским улицам снимали в Париже. При этом актёр в исподнем мало кого удивил.
- По окончанию съемок в Париже необходимо было подписать окончательный акт о расходах съемочной группы у юриста, который поставил на документах свою подпись: «Честью своей подтверждаю, что все расходы произведены правильно». Пришлось объяснять, что в Союзе о «всемирно известной юридической компании» не знают, и для бухгалтера необходим только штамп. Француз-юрист оскорбился, но всё же удалось поставить необходимый штамп.
- Режиссёр Владимир Наумов в документальном фильме (реж. Наталья Наумова) вспоминает как делалась сцена карточной игры с участием Евгения Евстигнеева и Михаила Ульянова: «Евстигнеев — человек экспромта и быстро загорающийся и тут же быстро устающий от однообразия, а Ульянов, наоборот, с каждой новой репетицией всё сильнее и сильнее расцветает, так сказать, распробует и наслаждается. Получалось, каждый из них шёл в своем направлении, один угасал, второй разгорался». Чтобы решить проблему и согласовать игру актеров, Наумову и Алову пришлось отвлечь Евстигнеева красивой актрисой и чаем, а самим имитировать его (Евстигнеева), разогревая Ульянова. В нужный момент Евстигнеева выпустили и получилась замечательная сцена».
- Евгений Евстигнеев во время съемок использовал любую возможность чтобы вздремнуть. Если объявляли перерыв на четыре минуты, три из них он спал.
- Председатель Госкино после просмотра фильма заявил, что Алов с Наумовым сотворили белогвардейский роман: «Да вы что, спятили! Белые у вас страдают! А Чарнота вообще положительный герой! Вызывает к себе любовь, когда должен ненависть!». Премьеру «Бега», назначенную в «России», отменили.
- По легенде, от попадания на «полку» фильм спасла игра в домино. Владимир Наумов и Михаил Ульянов летели на самолете из Чехословакии в Москву, где были приглашены в первый салон для игр в домино с членами Политбюро, которым не хватало двух партнеров для игры. Играли на интерес: победители имели право просить что хотят. Творческая интеллигенция будучи совершенными профанами в этой игре, все же выиграли две из трёх партий, после чего «Бег» был разрешён.
- Одной из самых сложных сцен оказались тараканьи бега, к организации которых безуспешно привлекались и «дрессировщики», и «кибернетики», пока не вспомнили о домашних тараканах, которые всегда убегают в темноту при включении света. Для съёмок на бильярдном столе организовали небольшие ящички с заслонками, оклеенные внутри чёрным бархатом. Конструкция работала исключительно точно.
- Валерий Золотухин в фильме играет роль эстрадного певца, исполняющего песню «Это было у моря» на стихи Игоря Северянина в манере Александра Вертинского.
- Основу сценария фильма «Бег» были положены написанная в 1928 году одноименная пьеса Михаила Булгакова, а также фрагменты его романа «Белая гвардия» и либретто оперы «Черное море».