Белое солнце пустыни (1969)

0 10

8.20

Фильм-легенда… Фильм, который не может надоесть. Если вы не видели эту кинокартину, то последние сорок лет вы прожили в параллельной реальности.
Об этом фильме можно написать с десяток восхваляющих абзацев, но остановимся на сюжетной линии и главных героях. Товарищ Сухов — солдат красной армии идущий с войны на родину, к любимой жене, домой. Его образ будто позаимствован из народных сказок о смышленом солдате, который и кашу из топора сварит, и людей рассудит по совести, и умудрится по пути семерых одним махом уложить. На пути солдата встает Абдулла — воплощение корыстолюбивого зла. Пытаясь сбежать за границу он терроризирует местное население, а жен своих бросает на произвол судьбы. Вот этих-то жен и получает в нагрузку Сухов от красного командира Рахимова, который  преследует Абдуллу. Сухов вместе с гаремом Абдуллы приходит в близлежащий приморский посёлок Педжент. В скором времени в этот же поселок прибывает и Абдулла со своей бандой. Сухову нужно оружие и поддержка, чтобы противостоять бандитам и защитить женщин. За помощью он обращается к на бывший пост российской таможни к офицеру царской армии Павлу Верещагину.


Год: 1969
Страна: СССР
Режиссер: Владимир Мотыль
Жанры Фильма: боевик, драма, мелодрама, комедия, приключения, военный
В ролях снимались: Анатолий Кузнецов Спартак Мишулин Кахи Кавсадзе Павел Луспекаев Раиса Куркина Татьяна Федотова Николай Годовиков Муса Дудаев Николай Бадьев Владимир Кадочников

Занимательные факты о фильме:

  • В ходе сбора материалов для сценария Валентин Ежов от одного из участников гражданской войны услышал историю о басмаче, который бежал за границу, бросив в пустыне свой гарем. Рассказ ветерана впечатлил Ежова, и он положил этот случай в основу сюжета будущего фильма.
  • Написать музыку и тексты песен к фильму Мотыль пригласил Исаака Шварца и Булата Окуджаву, с которыми он сотрудничал при создании своего предыдущего фильма «Женя, Женечка и «Катюша»» (1967).
  • Фильм Белое солнце пустыни стал одним из талисманов советских и российских космонавтов. Просмотр картины обязателен перед стартом каждой новой космической экспедиции.
  • У других космонавтов есть свое объяснение возникновения этой традиции. Готовившийся к полету после гибели экипажа корабля «Союз-11» отряд «Союза-12» смотрел накануне старта «Белое солнце пустыни». После удачного завершения полета Василий Лазарев и Олег Макаров утверждали, что их возвращению на Землю способствовал предстартовый киносеанс, и с тех пор среди их коллег считается обязательным смотреть картину Владимира Мотыля перед отправлением в космос. Если корабль стартует не с Байконура или Плесецка, то кассету или диск с фильмом экипаж берет с собой.
  • Рабочее название картины — «Пустыня».
  • Павел Луспекаев (Верещагин) ко времени начала съемок «Белого солнца пустыни» перенес операцию по ампутации стоп обеих ног из-за тяжелой болезни, которая развилась следствие полученного на фронте обморожения. Актер мог передвигаться только на протезах, и Мотыль предложил ему сыграть своего персонажа на костылях, выразив готовность переписать для этого сценарий. Но Луспекаев не только наотрез отказался от предложения режиссера, но и поставил условие, что будет сниматься без дублеров. Режиссёр согласился. Впечатленный мужеством Луспекаева и его актерской игрой, Мотыль внес в сценарий изменения, сделав Верещагина одним из центральных персонажей и даже изменив его имя с первоначального «Александр» на «Павел».
  • В Каспийске однажды ночью воры украли у съемочной группы большое количество дорогостоящего реквизита. Чтобы в дальнейшем обезопасить себя и своих коллег от подобных неприятностей, Владимир Мотыль пошел на своеобразную сделку с местным криминальным авторитетом — Али, пригласив его сняться в эпизодической роли. Уголовник сыграл в картине одного из подручных Черного Абдуллы — бандита в красной рубахе.
  • Разнообразить действие картины лирическими отступлениями в виде воображаемых писем Сухова к его супруге принадлежит Владимиру Мотылю, а текст посланий красноармейца к «любезной Катерине Матвеевне» был написан Марком Захаровым.
  • Ставшей крылатой фразы подпоручика Семена: «Да гранаты у него не той системы», которую он произносит, взобравшись на коня после того, как Верещагин выбросил его из окна, не было в сценарии.
  • Памятники Верещагину установлены на территории таможни в Кургане, а также в отделениях украинской таможни в Амвросиевке Донецкой области и Луганске. В 2008 году в СМИ прошла информация о том, что Федеральная таможенная служба РФ планируется открыть памятник герою фильма в Москве.
  • В 2001 году был опубликован роман «Белое солнце пустыни», написанный сценаристами картины Валентином Ежовым и Рустамом Ибрагимбековым.
  • «Белое солнце пустыни» создавалось на волне предпринятых во второй половине 1960-х годов удачных попыток советских кинематографистов переосмыслить жанр вестерна, наполнив его историко-революционным содержанием. Образцами этого направления, получившего название «истерн» (от английского слова «east» — восток), можно считать такие фильмы, как «Неуловимые мстители», «Даурия», «Телохранитель», «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974).
  • «Белое солнце пустыни» долго не хотели выпускать в прокат, для чего каждый раз находились новые причины, но, к счастью, судьбу фильма решило вмешательство главы Советского Союза Леонида Ильича Брежнева. Брежнев, большой поклонник боевиков и вестернов, посмотрев у себя на даче новую, еще не вышедшую на экраны ленту, пришел в полный восторг.
  • Натурные съемки картины продолжались с июля по ноябрь 1968 года и проходили в деревне Мистолово Всеволожского района Ленинградской области, в Дагестане — в окрестностях Махачкалы и на побережье Каспийского моря, а также в Туркменистане. Затем до января 1969 года снимались павильонные эпизоды.
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.