Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш. (1969)
7.60
Перед вами легендарный американский фильм в жанре черной комедии ставший родоначальником одноименного сериала и других комедийных лент на военную тематику. Отличный военный юмор. Фильм удостоен «Золотой пальмовой ветви» и премии «Оскар». В ленте собраны все слагаемые успеха: неподчинение приказам, наркотики, патриотизм, самопожертвование, медицинские шуточки, подколы и хулиганство.
Война в Корее, полевой лагерь американской армии. Фильм начинается по-военному просто: два новых хирурга — Дюк Форестер и капитан Хакай Пирс угоняют джип, чтобы добраться по военно-полевого госпиталя. Они немедленно начинают флиртовать с медсёстрами, чем привлекают внимание полковника командующего госпиталем. У новичков возникают разногласия с их соседом по палатке Фрэнком Бёрнсом, хирургом, изображающим из себя глубоко верующего человека. Обвинив Бёрнса в непрофессионализме и двуличии, они изгоняют его из палатки. Вскоре они теснее знакомятся и с другими героями фильма — «безболезненным» поляком, дантистом, капелланом и бездной симпатичных медсестер. Тем временем наплывами поступают первые раненные и обнаруживается, что в госпитале очень не хватает грудного хирурга.
Год: 1969
Страна: США
Режиссер: Роберт Олтмен
Жанры Фильма: драма, комедия, военный
В ролях снимались: Дональд Сазерленд Эллиотт Гулд Том Скеррит Сэлли Келлермен Роберт Дювалл Роджер Боуэн Рене Обержонуа Дэвид Аркин Джо Энн Пфлюг Гэри Бёргхофф
Занимательные факты о фильме:
- «Военно-полевой госпиталь» — англ. MASH; от английской аббревиатуры Mobile Army Surgical Hospital — Передвижной армейский хирургический госпиталь.
- Картина удостоена ряда наград, в том числе «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1970 года и премии «Оскар».
- Фильм поставлен по роману Ричарда Хукера. Роман «Мэш» Ричарда Хукера был опубликован в 1968 году, в то время, когда антивоенные настроения в связи с вьетнамской кампанией начали широко распространяться в США.
- Изначально ничто не предвещало большой успех картины. Режиссер Роберт Олтмен к 45 годам он так и не добился заметного творческого успеха. Несколько раз Олтмена увольняли с предыдущих фильмов за чрезмерное экспериментирование с монтажом и сумбурную звукорежиссуру. МЭШ впоследствии так и остался его единственной коммерчески успешной работой. Половина актерского состава вообще не имело опыта работы перед камерой и дебютировали в кино.
- Условия съёмок сильно напоминали саму атмосферу картины — актёры жили на природе в палатках, хотя сами съёмки проходили в Малибу в Malibu Creek State Park.
- Сами съёмки называли «контролируемой анархией». Режиссёр всячески поощрял актёрскую импровизацию на съёмочной площадке, хотя сам всегда пытался быть единоличным лидером коллектива. «Безумные декорации и странный лагерь. Режиссёр позволял нам валять дурака на съёмках» (Том Скеррит). Актёрам разрешалось вольно обращаться со сценарием, но при этом они сами не всегда были уверены — кто же именно в данной сцене будет в фокусе у оператора. Дошло до того что Гулд и Сазерленд взбунтовались против ортодоксального творческого подхода Олтмена, они даже писали жалобные письма руководству кинокомпании, опасаясь что фильм неизбежно провалится и подпортит им творческую карьеру.
- Салли Келлерман категорически отказывалась сниматься раздетой в известном эпизоде, когда главные герои решили экспериментально определить, натуральная ли она блондинка. Режиссёр снял несколько дублей, но к моменту, когда полог палатки отдёргивался, Салли уже лежала на полу. Тогда Олтмен решил подойти к проблеме иначе. Во время очередного дубля Салли вдруг увидела, что Гэри Бургхофф (Радар о’Рэйли) стоит со спущенными штанами. Только после этого сцену удалось снять сколько-нибудь успешно.
- Режиссёр исключил все упоминания о Корее.
- Автор сценария Ринг Ларднер после просмотра только что законченного фильма остался крайне недоволен результатом. «Что ты наделал, — сказал он Олтмену — здесь же не осталось ни одного слова от моего оригинального сценария…
- Эксперименты со звуком, оригинальный подход к шумовому сопровождению — визитная карточка Олтмена как режиссёра. Неповторимую атмосферу фильму придаёт разноголосый шум госпиталя, когда зрителю приходится с трудом разбирать реплики героев.
- Из фильма в сериал попали только два актера: Гэри Бергхофф (Радар), и Джи Вуд, сыгравший в фильме и в сериале эпизодическую роль генерала Чарли Хаммонда.