Тропы славы (1957)
8.50
Один из первых военных фильмов Стенли Кубрика. 1916 год. Военные действия на Западном фронте в самом разгаре. Уставшие и отчаявшиеся солдаты, потерявшие веру в победу и павшие духом, узнают что начальник корпуса генерал Брулар отдает приказ атаковать неприступную позицию немцев, названную Муравьиным холмом. Все, включая полковника Дакса (его играет Кёрк Дуглас) понимают всю бессмысленность приказа, но не выполнить его не имеют права по закону военного времени.
Провал операции был очевиден изначально, но когда атака закончилась полной неудачей, генерал приказал судить и расстрелять за трусость троих человек. Полковник Дэкс тщетно пытался защитить солдат, выбранных произвольно. Полковник Дакс — в прошлом адвокат по уголовным делам — готовит речь в защиту своих солдат. Однако исход трибунала кажется предрешённым, ведь, по словам самого командующего, «лучший способ поддержания дисциплины — время от времени ставить к стенке кого-нибудь из подчинённых».
Год: 1957
Страна: США
Режиссер: Стэнли Кубрик
Жанры Фильма: драма, военный
В ролях снимались: Кирк Дуглас Ральф Микер Адольф Менжу Джордж Макреди Уэйн Моррис Ричард Андерсон Джо Тёркел Кристиана Кубрик Джерри Хауснер Питер Кэпелл
Занимательные факты о фильме:
- Идея создания фильма появилась у Кубрика в середине 1950-х годов, когда он предложил Джеймсу Харрису адаптировать книгу, которую подростком нашёл в отцовской библиотеке,— «Тропы Славы» Хамфри Кобба (1935). В основу книги легли подлинные факты, связанные с расстрелом в Суэне нескольких солдат из полка Жеро Ревейяка наподобие древнеримской децимации. В свою чередь на создание повести Кобба вдохновила опубликованная в 1934 году в New York Times статья, в которой сообщалось, что французский суд постановил выплатить двум выжившим солдатским вдовам компенсацию в размере около семи центов каждой.
- Долгое время крупные студии не решались вложить средства в экранизацию романа Кобба, и их опасения не были беспочвенными: тема Первой мировой войны не сильно интересовала американскую публику.
- В странах Европы фильм сразу попал под запрет.
- Снятые Кубриком сцены в окопах по стандартам середины XX века считались эталоном кинореализма на грани документального репортажа.
- Кубрик впервые применил один из своих излюбленных приёмов: кажущееся бесконечным движение камеры, которое открывает всё новые и новые детали. Именно в этой манере камера почти 10 минут петляет по промозглым траншеям, которые для свободного передвижения съёмочной группы пришлось сделать на треть шире, чем в реальности (180 см вместо 120 см).
- Последняя сцена снята с участием единственной в фильме женщины — немки Кристиан Харлан, по окончанию съемок она стала женой Кубрика.
- «Тропы славы» заслужил лестные сравнения с такими фильмами о бессмысленной мясорубке Первой мировой, как «Большой парад» и «На западном фронте без перемен».
- Подлинную известность и актуальность фильм Кубрика приобрёл только с началом войны во Вьетнаме. В течение 1960-х гг. за лентой закрепилась репутация едва ли не лучшего антивоенного фильма.