На западном фронте без перемен (1930)
8.10
Несколько школьных друзей призываются в армию, они еще совсем молодые парни, главному герою картины Паулю Боймеру 19 лет. Под воздействием пропаганды они становятся патриотами, они слышат речи о красоте воинского подвига и героической гибели во имя отечества. Но реальность оказывается гораздо суровее. Первый же артобстрел и первая атака французских солдат окончательно развеивают их иллюзии. Поначалу полагавший участие в войне своим патриотическим долгом, Боймер постепенно, хлебнув горя и крови в окопах Первой мировой, становится убеждённым пацифистом. Приехав на побывку в родной город, Боймер рассказывает всем правду о войне, он призывает не идти на фронт, не губить свой жизни и души, однако его объявляют трусом и предателем.
Год: 1930
Страна: США
Режиссер: Льюис Майлстоун
Жанры Фильма: драма, военный
В ролях снимались: Луис Волхайм Лью Эйрз Джон Рэй Арнольд Люси Бен Александр Скотт Колк Оуэн Дэвис мл. Уолтер Роджерс Уильям Бэйкуэлл Расселл Глисон
Занимательные факты о фильме:
- Для крупномасштабных батальных сцен и пиротехнических эффектов более 20 акров земли Ирвин Ранчо в Калифорнии были превращены в поля сражений, на которых находилось более 2000 «солдат». Это был первый звуковой фильм, использующий гигантский передвижной кран с камерой, в частности для съёмок реалистичных батальных сцен, и один из первых звуковых фильмов, в котором широко использовались подвижные кинокамеры.
- Выпущенный первоначально в 140-минутной версии, фильм в дальнейшем сокращался до 110 и даже 90 минут. Эти усечённые версии, не передающие атмосферу фильма Майлстоуна, издаются и в настоящее время. В 1939 году была выпущена версия со специальной антинацистской вставкой.
- Сыграв роль Пауля Боймера и получив во время работы над фильмом определённый моральный опыт, актёр Лью Эйрс отказался от воинской службы в период Второй мировой войны по морально-этическим соображениям.
- Фильм упоминается в 37 главе книги И. Ильфа и Е. Петрова «Одноэтажная Америка».
- Продюсер фильма Карл Лэммле был очень недоволен тем, что у фильма будет трагический конец и требовал у Майлстоуна переделать его в хэппи-энд. На это Майлстоун язвительно ответил, что в таком случае войну в фильме выиграют не французы, а немцы, после чего конфликт исчерпался.
- В нацистской Германии фильм был запрещён к показу.