Если заглянуть в святая святых киноискусства, то там всегда найдется место для сильных человеческих историй, которые способны затронуть самый глубокий уголок души. «Отпуск (2021)» — это именно такой фильм, позволяющий нам взглянуть на войну с необычного ракурса. Тут не только сражения и страсти, но и нежные моменты, которые заставляют задуматься о человечности даже в самых жестоких условиях.
Фильм начинается с того, что немецкие солдаты и офицеры бегут по лесу в сторону от деревни. Кто в чем, побросав оружие. Сотни вопросов кружатся в воздухе, и с каждым шагом становится все яснее, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. В деревню входят солдаты Красной армии. Со всей мощью разных личностей и мотиваций они идут вперед. Идет большое наступление, и некоторые немецкие гарнизоны оказываются застигнуты врасплох, попадая в ловушки и котлы. Но здесь начинается нечто большее, чем просто военная операция.
Красноармейцы бегло осматривают дома — жителей в деревне нет. Одиночество и тишина словно накрывают эту местность. Создается ощущение, что каждое брошенное окно и каждый оставленный предмет рассказывают свою историю о жизни, которая была здесь раньше. Среди этой пустоты два старых солдата находят в одной избе следы вчерашнего застолья. Этот маленький фрагмент памяти, сложившийся из остатков жизни, вдруг противопоставлен всей жестокой реальности войны.
На лавке спит немецкий унтер-офицер. Его пробуждение становится поворотным моментом. После того, как его будят, он оказывается в центре допроса, которое проводит старший лейтенант. Здесь трется жизнь и смерть, а обычный немецкий солдат становится пленником обстоятельств. Командир зовет рядового из недавнего пополнения — он знает немецкий язык, будет переводчиком. Возникает неожиданная связь между двумя мирами через посредника, который сам оказался в непростой ситуации.
Унтер еще не протрезвел после ночной попойки и явно не в себе. Он повторяет раз за разом: «Меня здесь нет», словно это единственное, что он может сказать в этой ситуации. Эти слова, полные отчаяния и бессилие, создают образ человека, пытающегося сбежать от реальности. Выясняется, что немец со вчерашнего дня в отпуске и теперь сугубо мирный человек, в связи с чем его можно отпустить на все четыре стороны. Интересно, как в такие моменты поднимается вопрос о том, что значит быть «мирным человеком» на войне. Есть ли у человека право на спокойствие, когда вокруг происходит кошмар?
В подтверждение своих слов он даже достает документы с разрешением на отпуск и фотографии семьи. Эти фотографии становятся символом жизни, которая осталась за границей войны. Мы вдруг осознаем, что за каждым из конфликтующих стоит человек с мечтами и надеждами, как и мы сами. Образ семьи, показанный через фотографии, заставляет задуматься, сколько таких жизней охвачено ужасом этой ненадежной реальности.
Молодой солдат-переводчик кажется тронутым рассказом немца, да вот только старлей думает совсем иначе. Как же порой трудно увидеть правду, за которую хочется бороться, когда между людьми возникают преграды, когда схватка становится единственным смыслом существования. Этот конфликт внутреннего мира переводчика и жесткой позиции старшего лейтенанта создает удивительное напряжение в фильме, заставляя зрителя задуматься о том, что человек может оставить внутри себя даже в условиях невыносимой окружающей реальности.
«Отпуск (2021)» — это не просто фильм о войне; это глубокое исследование человеческой природы в условиях кризиса. Каждая сцена, каждый диалог пронизаны эмоциональной нагрузкой и ищут ответы на вопросы, которые беспокоят не только персонажей кино, но и зрителей. Как жить, когда мир вокруг рушится? Как сохранить свою человечность в условиях полной бесчеловечности?
Это произведение искусства заставляет нас задуматься о том, что каждая война — это не просто столкновение армии, это столкновение судеб, которые переплетены между собой. Мы видим, как мимоходом простая история об одном отпуске превращается в мощное размышление о смысле жизни и смерти.
Таким образом, «Отпуск (2021)» оставляет поистине глубокий след в сердцах зрителей. Это не просто рассказ о том, как два мира столкнулись в пламени войны, но и проникновенный взгляд на тех, кто оказывается между молотом и наковальней, делая выбор не только за себя, но и за тех, кого они любят. В этом чудесном на первый взгляд фильме мы находим радость, печаль, надежду и, что самое главное, человечность, которая помогает нам продолжать верить даже в самые темные времена.
Год: 2021
Страна: Россия
Режиссер: Андрей Красавин, Андрей Сальников, Александр Кананович
Жанры Фильма: военный, драма
В ролях снимались: Федор Федотов, Тимофей Елецкий, Антон Богданов, Илья Колецкий, Андрей Кондратьев, Андрей Кислицин, Андрей Аверков, Алла Еминцева, Полина Красавина, Евгения Глотова
Занимательные факты о фильме:
- Фильм снят киностудией полного цикла Artel Film Production. Студия занимается съемками фильмов и сериалов военной тематики для федеральных каналов.
- Реальные актеры фильмов не указываются в титрах, как и режиссер. Кто снимался в фильме — остается только догадываться. Данные короткометражки сняты в инициативном порядке студией Artel Film Production.
- Свои первые семь короткометражек в 2020 году студия сняла за 4 месяца — от поиска историй и написания сценариев до итоговых фильмов. В сентябре 2021 года вышел полноценный второй сезон короткометражных фильмов, к которому относится и данный фильм, но два фильма второго сезона вышли ранее весной 2021.
- Полный список фильмов студии по тегу «Artel Film».