Бронированные «колобки» Сталина. Почему сразу 10 советских инженеров продвигали этот танк? (2021)
Общая концепция данной бронированной машины давала массу очевидных преимуществ — высокая проходимость, так как весь корпус одно большое колесо, большой объем, обеспечивающий большую же плавучесть во время преодоления водных преград. Сферический бронекорпус имеет и хорошую бронестойкость, его форма повышает вероятность рикошета.
В 1925 году инженер Зайцев запатентовал шарообразный танк, который состоял из вложенных одна в другую полусферических оболочек. Внутренняя невращающаяся оболочка служила основным корпусом машины, а в её нижней части размещались все механизмы и экипаж. Внешняя бронеоболочка вращалась посредством передачи от двигателя, который уставлен во внутреннем корпусе, перекатывая танк на местности.
Всплеск конструкторской активности начался в 1941 году, когда советские инженеры старались помочь Красной армии сражавшейся с фашистскими захватчиками.
Проекты шаротанков полились как из рога изобилия. Вот некоторые попавшие на стол ГКО: проект инженера Новицкого, «СИГ» инженера Гальперина, проект Боневоленского, танк-амфибия инженеров Швалева и Щербукова, сферотанк Микова, шаротанк Новикова и Смирнова и прочие.Наибольшую проработку проекта имел «Истребитель танков СИГ» инженера Гальперина. О его проекте и других — подробнее в видео. Надо учитывать то, что до войны на западе так же рассматривались до десятка проектов разных сферических бронемашин и даже были реальные наработки.