Морпехи в Чечне. Беспощадный бой на высоте 1406 в последний день XX века (2021)
Этот бой морских пехотинцев произошел в горах Веденского района, в последний день XX века, в те же самые часы, когда произошел бой 84-го разведбата на другом краю Чечни в Дуба-Юрте.Морские пехотинцы еще со времен СССР относились к самым боеготовым частям армии, наряду с ВДВ и спецназом ГРУ. Через обе чеченские войны прошли морпехи Тихоокеанского, Балтийского, Северного, Черноморского флотов и даже Каспийской флотилии. Лидером по количеству потерь и сроку пребывания в Чечне стала 61-я Киркинесская отдельная бригада морской пехоты Северного флота, а если точнее — её 876-й отдельный ДШБ.
Известен батальон стал по январским боям 1995 года в Грозном. Усиленный дивизионном «Гвоздик», минометной ротой и разведчиками 810-й Черноморской бригады, 876-й батальон вошел в Чечню 6 октября 1999 года. Постояв под Гудермесом, батальон 1 декабря 1999 выдвинулся на юг Чечни в сторону Алероя и Центороя.14 декабря в засаду попали разведчики из 810-й — именно этот эпизод запечатлен в знаменитой серии фотографий Юрия Козырева (на скрине один из кадров). Один разведчик погиб и трое ранены.
Далее кому то из оперативных умов в штабе восточной группировки, приходит идея отменить наступление батальона на Ведено и перекинуть его сильно на юг в Дагестан и со стороны Ботлиха идти на встречу наступающим федеральным частям под Ведено. Предполагалось, что это направление в силу непроходимости гор, не прикрывается боевиками и получится внезапный удар морпехов в тыл боевикам в Ведено.
27 декабря 1999 морские пехотинцы преодолев перевал Индийские ворота, вышли к южной стороне Веденского ущелья. Далее им предстояло взять первый населенный пункт на пути к Ведено — село Харачой. В этой местности почти нет дорог, морпехи шли пешком и выйдя к Харачою выяснилось, что вокруг села на господствующих высотах находятся боевики на укрепленных позициях, чего наши никак не ожидали увидеть. Это были боевики Басаева, так как Веденский район — его вотчина.
Наступление было запланировано на утро 31 декабря. Первая рота штурмовала главную высоту со сложным названием Гизчены, а вторая днем ранее заняла безымянную высоту 1406, которая чуть пониже, но прикрывала правый фланг. Задача по захвату последней высоты, была поручен взводу лейтенанта Юрия Курягина и ему придали разведгруппу из состава 810-й бригады под командованием Игоря Шарашкина, а так же артиллерийского корректировщика Семена Соболя. Всего 26 человек.Днем 30 декабря высота 1406 была взята без боя. На ней были обнаружены вырытые окопы и землянка, которые заняли наши бойцы.Боевики почти сразу 30 декабря начали обстреливать высоту 1406 с соседней высоты Гизчены и ранили взводного Юрия Курягина. По боевикам был вызван минометный огонь и они замолкли, но продолжали наблюдать за морпехами. На высоту в тот же день пробрался командир 2-й роты капитан Алексей Милошевич с двумя морпехами, он оценил состояние Курягина и доложил обстановку командиру 876-й бригады подполковнику Анатолию Белезеко. Последний приказал с высоты отступить, но Милошевич уверил его, что до утра ничего не случится. Странно, что Милошевич — участник двух чеченских кампаний, не рассматривал вариант ночной атаки боевиков.
Тут надо обратить свой взор на тактику боевиков, действовавших в условиях, когда их противник имел подавляющее преимущество в технике и авиации. В связи с этим боевики предпринимали активные действия в ночное время суток, нападали из засад, перемещались под покровом ночи, либо днем только в лесистой местности, нападая на противника когда тот находился в невыгодной позиции или не успел закрепиться. Вели активную оборону. Обычно они действовали отрядом 50-60 человек, делимым на две подгруппы — пока одна атаковала по фронту, другая заходила во фланг.
Продолжение в видео, в том числе воспоминания выжившего после боя на высоте морпеха.