Экспедиция «Бисмарк» / Операция «Бисмарк» (США, Джеймс Кэмерон) 2002 год
Режиссёры: Джеймс Кэмерон / James Cameron, Гари Джонстоун / Gary Johnstone
В 2002 году для американского познавательного телеканала «Дискавери» известный американский продюсер, режиссёр и сценарист Джеймс Кэмерон после целого года подготовки, собрав команду из 32 высококлассных специалистов, на крупнейшим в мире российском научно-исследовательском океанографическом судне «Академик Мстислав Келдыш» организовал экспедицию двух батискафов на глубину 4700 метров к месту братской могилы более двух тысяч моряков — к затонувшему самому большому линейному кораблю фашистской Германии «Бисмарк» («Bismarck»), названного так в честь первого и весьма воинственного канцлера Германии Отто фон Бисмарка (Otto von Bismarck, 1815—1898).
Фильм построен как документальный отчёт о погружении с некоторыми вставками:
— «воспоминаниями» пары немецких фашистских «ветеранов» с «Бисмарка» (спаслось примерно 116 человек),
— кинохроникой военных лет под чуть ли не рок-музыку (говоря по-русски, ни к селу, ни к городу),
— художественной реконструкцией матросского быта на «Бисмарке»,
— скудной и повторяющейся компьютерной реставрацией последнего сражения и падения в морские глубины.
К своей водной могиле «Бисмарк» падал 10 минут и ещё 1 км скользил вниз по наклонному морскому дну. Давление на такой глубине — 600 кг на квадратный сантиметр. Линкор «Бисмарк», спущенный на воду 14.02.1939 году и потопленный 27.05.1941, несмотря на то, что пустил на дно лишь один британский корабль, а другому нанёс, хотя и серьёзные, но только повреждения, получил (как представляется, не заслуженно) небывалую мировую известность — и всё благодаря нездоровому энтузиазму и неадекватно восторженным воплям полуграмотных «историков»-дилетантов, и по сей день предлагающих неразборчивой публике всё новые «трактовки», домыслы, мифы и прочие побасёнки.
Джеймс Кэмерон снял фильм уровня школьной энциклопедии: да, найдена пара ранее не известных фактов, но они, прямо говоря, не стоили таких усилий. Теперь на основе этих «новых сведений» выйдет тьма книг-«исследований» с очередными «версиями» в виде домыслов и «фильмов-катастроф» с галлюциногенными невежественными фантазиями «режиссёров». Более всего не понятно, что в этом проекте делало судно «Академик Мстислав Келдыш» и российские учёные-океанографы — мелковат, не их уровень. Джеймсу Кэмерону нужны были глубоководные батискафы, а из четырёх в мире, которые могу спускаться на глубину более 7 км, два — российские. И Кэмерон их получил. А что получили российские учёные, специалисты, наука? Ни-че-го. Позорище.
Кроме всего этого, фильм Джеймса Кэмерона откровенно вреден, поскольку нацисты, причины войны нивелируются: фашистские и английские ветераны вместе чуть ли не лобызаются, немцы отдают честь павшим английским морякам, а британские — посещают мемориалы немецким фашистам и возлагают туда цветочки (и надежды всё-таки чужими руками добить Россию). В фильме делается акцент на абстрактное товарищество фашистов и прочие хорошие качества людей, подменяя политическую составляющую. Потери Великобритании во время второй мировой войны составили 370 тысяч (90 тысяч мирного населения и 280 тысяч солдат) человек из 48,2 млн. населения, т. е. 0,76%. Американцы же — и подобными фильмами тоже — занимают позицию «судей», приравнивая агрессоров к их жертвам.
Итог: Многие ведутся на прежнюю славу Джеймса Кэмерона, которую он снискал своими художественными фантастическими фильмами, но, как только Кэмерон берётся за исследования и документалистику, получаем не слишком умного (фантастика уже не прокатит) человека, основное достоинство которого — возможность что-то финансировать. Судя по всему, российские океанографы ввязались в эту аферу, сродню с потерей времени, лишь из-за того, чтобы «дешку подзаработать». Авторитет так не заработаешь. «Экспедиция „Бисмарк»» — фильм-разочарование. Не стоит Джеймсу Кэмерону лезть в исследователи и снимать документальные фильмы, ему лучше удаётся коммерческая чушь.