«Крылья России» — история советской и российской авиации. (Россия, студия «Крылья России», 18 серий) 2008 год

0 9

Режиссер/Телекомпания: А. Кулясов / Крылья России

«Крылья России» — документальный цикл посвящённый истории советской и российской авиации. Сериал выпущен студией «Крылья России» в 2008 году.

Студия «Крылья России» представляет документальный сериал об истории развития отечественной авиационной техники. Зритель познакомится с уникальными киноматериалами, собранными студией. На каждом диске имеется дополнительная справочная информация по летательным аппаратам.

18 замечательных серий об отечественной авиации, только лучшее, рекомендую!

Полный список серий:

1 — Истребители. Первые победы
2 — Истребители. Грозовые годы
3 — Истребители. Реактивная эра
4 — Истребители. Борьба за превосходство
5 — Бомбардировщики. Крылатая армада
6 — Бомбардировщики. Холодная война
7 — Штурмовики и фронтовые бомбардировщики. Над полем боя
8 — Штурмовики и фронтовые бомбардировщики. Реактивный удар
9 — Гражданские самолёты. Воздушные извозчики
10 — Гражданские самолёты. Крылья над континентами
11 — Экранопланы. На грани двух стихий
12 — Гидросамолёты. Стальные альбатросы
13 — Вертолёты. Воздушные вездеходы
14 — Вертолёты. Солдаты и труженики
15 — Учебные и спортивные самолёты. Дорога в небо
16 — Морская авиация. На службе флота
17 — Военно-транспортные самолёты. Крылатые тяжеловесы
18 — Разведчики. Следящие с небес

1 — Истребители. Первые победы
Современный истребитель — сплав красоты, мощи, скорости и маневренности. Полет этой машины вызывает восхищение зрителей на любом авиашоу и заставляет задуматься потенциального противника. У истребителя сложная задача — он обязан одержать победу в воздушном бою. Причем не только над истребителем противника, но и над летательным аппаратом любого другого назначения. В настоящее время авторитет российской школы проектирования самолетов данного класса признан во всем мире. Но так было не всегда. Наш рассказ — об истории отечественного истребителя охватывает период от Первой Мировой войны до начала 30-х годов ХХ века.

2 — Истребители. Грозовые годы
Весной 1943 года в небе над Кубанью развернулось одно из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны. Для ликвидации угрозы с тыла немцы предприняли массированные авианалеты. В них участвовало более 500 самолетов. Но и советская авиация сосредоточила здесь до 900 машин. Противостояние длилось свыше двух месяцев. Борьба за господство в воздухе была жестокой. И в ней главную роль сыграли советские истребители нового поколения.

3 — Истребители. Реактивная эра
Истребителю, в силу своего назначения, требуется иметь приемущество над летательными аппаратами любого класса. Одна из важнейших составляющих успеха является скорость. За годы Второй Мировой войны максимальная скорость поршневых истребителей значительно возросла, но воздушный винт уже не мог обеспечить скорость выше определенного придела. Ученые и конструкторы всех мировых авиационных держав почти одновременно осознали эту проблему. Выход из тупика виделся в создании принципиально нового типа двигателя — реактивного…

4 — Истребители. Борьба за превосходство
Каждые два года в подмосковном Жуковском проводится авиашоу. Зрелище собирает сотни тысяч зрителей. И звездами непременно становятся истребители. Возможности самолетов начала XXI века поражают воображение. Многотонные машины выполняют замысловатые пируэты в небе, опровергая классические законы аэродинамики. И при этом вселяют уверенность — воздушный поединок у соперника будет выигран обязательно!

5 — Бомбардировщики. Крылатая армада
Грандиозные воздушные парады 30-х годов. В небе пролетают различные типы боевых самолетов. От парада к параду всё масштабнее демонстрация, все крупнее бомбардировщики. С такой силищей можно одолеть любого врага! Упоение мощью вполне отвечало амбициям молодого советского государства. Авиационные парады становились показателем величия и могущества державы. Не заставившая себя ждать Вторая Мировая война проверила эту мощь на прочность.

6 — Бомбардировщики. Холодная война
В октябре 1962 года разразился Карибский кризис. В ответ на размещение советских ракет на Кубе Соединённые Штаты ввели блокаду острова Свободы Напряжение в противостоянии атомных держав нарастало Советские стратегические бомбардировщики перебросили к границам страны — поближе к целям в Европе и Америке. Степень готовности была наивысшей. В те дни у всех причастных к этим событиям было нечеловеческое напряжение. Даже неполное знание о возможностях ядерного оружия рисовало жуткую картину последствий его применения. Мир стоял на пороге Третьей Мировой войны…


7 — Штурмовики и фронтовые бомбардировщики.
Над полем боя В 1943 году советская авиация добилась полного господства в воздухе. Самолёты Ил-2 волна за волной практически беспрепятственно наносили удары по обороне слабеющего противника Эти штурмовики получили такую известность, такое доверие, что стали символом Великой Отечественной войны. Грубый и мощный — вот два слова, которые в полной мере характеризуют Ил-2. Советские солдаты ликовали, когда он появлялся в небе и стремительно пикировал на врага. Ил-2 по праву был признан лучшим штурмовиком Второй Мировой войны.

8 — Штурмовики и фронтовые бомбардировщики. Реактивный удар
Этот самолёт впервые показали в 1992 году, а потом не раз демонстрировали на различных авиасалонах. Арсенал вооружений впечатлял. Высокоточные управляемые ракеты и бомбы, способные поражать любые цели — в воздухе, на земле, на море. Это не просто самолет это — целый боевой комплекс. Функции истребителя, разведчика, бомбардировщика, штурмовика — всё заложено в ударном самолёте Су-34. Но путь от неповоротливых штурмовиков середины двадцатого века до этого чудо-оружия двадцать первого века был очень не прост.

9 — Гражданские самолёты. Воздушные извозчики
Март 1956 года. Великобритания готовится к визиту Никиты Хрущёва — лидера страны, до сих пор практически закрытой для Запада И вот в преддверие этого события в Лондоне приземляется Ту-104 — реактивный лайнер русских. А через три дня туда прилетает ещё два таких же красавца. Сенсация! Английская «Комета» не летает. Реактивные первенцы американцев только строятся. А тут сразу три русских самолёта’. Сама королева признавалась, что заслышав необычный гул турбин, всякий раз выходила на балкон, чтобы увидеть это русское чудо. А начиналось всё за полвека до описываемых событий…

10 — Гражданские самолёты. Крылья над континентами
Конец декабря 1968 года выдался ненастным. Над испытательным аэродромом в Жуковском стояла низкая облачность А из министерства названивали: «Обеспечьте первый вылет самолёта до Нового года!» Поторапливали не случайно. Дебютировать предстояло сверхзвуковому пассажирскому лайнеру Ту-144. В это же время к первому полёту готовился англо-французский «Конкорд». Важно было опередить конкурентов — на карте стоял престиж советской страны. 31 декабря, в последний день года, Ту-144 взлетел… Этот самолёт и вошёл в историю как первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер. Гражданскую авиацию ожидал переход на качественно новый уровень…

11 — Экранопланы. На грани двух стихий
Человек создал немало машин. Давно перестал казаться чудом самолёт, освоивший стихию воздуха. Значительно раньше корабли покорили стихию воды. А неугомонный человеческий разум всё не знал покоя. И вот появляется аппарат, взлетающий с воды, чуть поднимающийся, но не уходящий от поверхности. Что это? Умеющий плавать самолёт? Или умеющий летать корабль? Что это за чудо технической мысли существующее на грани двух стихий?

12 — Гидросамолёты. Стальные альбатросы
Каждое лето информационные агентства сообщают о бушующих в той или иной стране пожарах. Огонь наносит колоссальные убытки. На помощь приходит пожарная авиация. Буквально скользя по воде, гидросамолёт за считанные секунды заполняет баки. И вот тонны воды снова готовы к сбросу на очаг пожара… Сегодня гидросамолёты применяются, главным образом, при чрезвычайных ситуациях. Но за свою историю они и воевали, и возили пассажиров, и спасали людей.

13 — Вертолёты. Воздушные вездеходы
Упоминания о прообразах вертолёта дошли до нас из глубины веков. В IV веке его предлагал китайский учёный Го Хун, в XV — великий Леонардо да Винчи. Многогранный гений Михаила Ломоносова также не обошёл эту тему. В 1754 году им была построена «аэродромическая машина» — фактически самый настоящий малоразмерный вертолет. Машина, конечно, не поднялась в воздух, но опыты позволили сделать выводы, определившие последующее развитие вертолетостроения…

14 — Вертолёты. Солдаты и труженики
Маленький лёгкий самолёт. Кажется, тема для рассказа неблагодарная, недостойная. О чём говорить? Нет мощи бомбардировщика. Нет стремительных черт и скорости истребителя. Нет солидности авиалайнера. Вот только путь ко всем этим настоящим машинам для всякого лётчика всегда начинался с маленькой летающей парты. И спроси любого пилота — каждый с трепетным благоговением вспоминает свою первую машину: устойчивую, послушную, прощающую даже грубые ошибки…Кажущаяся простота создания такого аппаратика обманчива. За более чем столетнюю историю авиации претендентов на решение этой задачи было тысячи. А легендарными машинами стали единицы. 26 апреля 1986 года. На 4-ом энергоблоке Чернобыльской АЭС раздались два взрыва На атомном объекте произошла катастрофа. Ученые предложили наглухо закрыть реактор сверху защитным слоем песка. Но подступиться к аварийному блоку, кроме как с воздуха, было неоткуда. И выполнить задание могли только вертолёты. Температура достигала 200 градусов. Радиационное излучение превышало все нормы в тысячи раз. В таких трагических обстоятельствах винтокрылые машины и управлявшие ими люди показали, на что они способны.

15 — Учебные и спортивные самолёты. Дорога в небо
Маленький лёгкий самолёт. Кажется, тема для рассказа неблагодарная, недостойная. О чём говорить? Нет мощи бомбардировщика. Нет стремительных черт и скорости истребителя. Нет солидности авиалайнера. Вот только путь ко всем этим настоящим машинам для всякого лётчика всегда начинался с маленькой летающей парты. И спроси любого пилота — каждый с трепетным благоговением вспоминает свою первую машину: устойчивую, послушную, прощающую даже грубые ошибки… Кажущаяся простота создания такого аппаратика обманчива. За более чем столетнюю историю авиации претендентов на решение этой задачи было тысячи. А легендарными машинами стали единицы.

16 — Морская авиация. На службе флота
Флотские учения 70-х годов. Сотни кораблей, тысячи летательных аппаратов морской авиации. Место действия — моря и океаны. Амфибии проводят разведку. Противолодочные самолёты и вертолёты несут на борту оборудование для поиска и уничтожения субмарин. Ракетоносцы работают с берега. Они способны уничтожить авианосец потенциального противника… А вскоре на вооружение будут приняты и палубные самолёты.

17 — Военно-транспортные самолёты. Крылатые тяжеловесы
Утро 25 декабря 1979 года. На аэродромах средней Азии собрано около 300 военно-транспортных самолётов. В грузовых кабинах — боевая техника и десант. Поступает сигнал, и самолёты — группа за группой — натужно ревя двигателями и поднимая облака пыли, идут на взлёт. То, что творится, напоминает великое переселение народов. Так выглядела картина ввода советских войск в Афганистан За эти первые дни было перевезено почти 8 тысяч человек, около 900 единиц техники и более тысячи тонн грузов. Всё это составило лишь 2 процента от того колоссального объёма перевозок, которые выполнила в этой войне советская военно-транспортная авиация.

18 — Разведчики. Следящие с небес
Любопытство — естественная черта человека. Воздушные шары, а потом и аэропланы сильно расширили возможности это самое любопытство удовлетворить. Очень скоро на смену беззаботному любопытству пришел вполне меркантильный интерес. Действительно, на войне с высоты птичьего полёта открывался вид. дававший полную картину позиций, а иногда и намерений противника…

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.