Кузькина мать. Итоги. Мертвая дорога (Россия) 2012 год
Режиссер: Виктор Сапрынский
Автор и ведущий: Александр Сладков
Железная дорога Салехард — Игарка в историю нашей страны вошла под другим именем — «Мертвая дорога». Это одна из самых загадочных сталинских строек.
Сотни километров труднопроходимой тундры и — ржавые паровозы, навеки застывшие посреди северного безмолвия, пришедшие в негодность рельсы с клеймами Демидовских фабрик и даже заводов нацистской Германии. Гигантская стройка, в которую измученная войной страна вложила недюжинные средства, ныне — место паломничества туристов-экстремалов. О страшных событиях напоминают все еще стоящие вдоль дороги лагерные бараки и вышки охраны. Куда же вела эта дорога, строившаяся в тяжелейших условиях Крайнего Севера?
Так куда же сегодня ведет дорога Салехард-Игарка? Будет ли она разворована по кусочкам или станет туристическим маршрутом? А может быть, по пути Великой северной магистрали пройдут новые поезда? Об этом сегодня серьезно говорят эксперты, создана целая программа и даже выделяются солидные деньги на изыскательские работы. В фильме рассказывается о перспективах возрождения трансарктической магистрали.
Железная дорога Салехард – Игарка в историю нашей страны вошла под другим именем — «Мертвая дорога». Это одна из самых загадочных сталинских строек. Куда же вела эта дорога, строившаяся в тяжелейших условиях Крайнего Севера?.
В отличие от других «великих строек коммунизма» Северная железная дорога оказалось мертвой дорогой. На строительство было затрачено несколько миллиардов рублей. На ее ликвидацию только в 1953 г. было потрачено 78 млн. р. (по ценам того времени). Но огромное количество материальных ценностей так и не удалось вывезти (из-за удаленности от населенных пунктов и отсутствия транспорта). Многое из оборудования, мебели, одежды уничтожалось на глазах жителей ж.-д.поселков. Остались брошенные паровозы, опустевшие бараки, километры колючей проволоки и тысячи погибших заключенных-строителей, цена жизни которых не поддается никакой бухгалтерии.