
Зерно действительно сжигали сотнями мешков, но не спешите думать, что сотрудники НКВД так морили голодом украинских крестьян. Напротив — они спасали людей.
Понятно что коллективизацию на селе принимали не однозначно. Земли на Украине были более плодородные чем на остальной европейской части России, поэтому и зажиточных хозяйств было больше, несмотря на малую механизацию села. В связи с этим процесс раскулачивания на Украине принял более острые масштабы.
И вот что стало происходить в процессе первого этапа коллективизации. У новоявленных колхозников сработала «куркульская» психология и осенью 1932 — зимой 1933 случилась трагедия. Тот хлеб, что не успели убрать колхозным коллективом, крестьяне собирали сами и складировали в ямах.
Традиционно это были глиняные обожженные ямы, в которые скидывали мешки с зерном, но так как воровать колхозники начали спонтанно, они зачастую складывали зерно в обычные ямы, без обжига.
Зимой и осенью забродившим и ставшим ядовитым зерно, крестьяне изымали из ям и травились им. Когда проблема начала принимать массовое явление, правительство приняло активные меры по уничтожению этого зерна.









