Полная история операции «Аргун». Большой рейд боевиков Хаттаба по тылам Российской армии (2021)

0 24

Полная история операции "Аргун". Большой рейд боевиков Хаттаба по тылам Российской армии (2021)

В южной Чечне в конце 1999 — начале 2000 года было еще много населенных пунктов занятых боевиками. Первая попытка занять южный район и недооценка сил противника привела к трагическим событиям в последние дни 1999 года: «ЖЕСТОКАЯ ЗАРУБА за «Волчьи ворота» 84-го разведбата».
Все силы притягивала битва за Грозный, поэтому даже в только что занятых населенных пунктах оставались гарнизоны в виде комендатуры и отделов внутренних дел из милиционеров и ОМОНовцев. Крупные наступления в южном направлении отложили до взятия Грозного.
Группировки боевиков предполагалось бить последовательно по частям. В этой рисковой логике было только одно допущение — предполагалось, что боевики так и будут сидеть в горах, не предпринимая активных действий. Однако боевики были грамотными противниками и понимали, что имеют окно возможностей, пока идут бои за Грозный. Они не упустили свой шанс сделать то, к чему командование федеральных сил было не готово.
Полевой командир Хаттаб предположил спуститься с гор и действовать тремя большими отрядами, суммарно 400-500 человек.
Один захватывает Шали, второй Аргун, а третий делится — перерезает коммуникации российской армии на дороге Гудермес-Грозный и устраивает сразу несколько засад на российские тыловые колоны. Это должно было отвлечь армию от Грозного.

Главным мозговым центром операции и был полевой командир Хаттаб — самый серьезный противник российской армии за обе кампании. Для него это была четвертая война, ранее он воевал в Афганистане и более того, в 1993 принимал участие в нападении на 12-ю погранзаставу в Таджикистане. Вообще все самые крупные успехи боевиков связаны с его именем, от разгрома колоны 245 МСП, после которого был в срочном порядке в отместку ликвидирован Дудаев, до вторжения боевиков в Дагестан.Другим основным полевым командиром в предстоящем походе Хаттаба и его правой рукой, стал Рамзан Ахмадов — командир Исламской миротворческой бригады. В невоенное время Ахмадов «держал» под собой районе в Урус-Мартане (вроде феодала). Справедливости ради, он и его 5 братьев — все были против России и все погибли с 1999 по 2002 год. Именно эта бригада стала костяком предстоящей операции. Это были непримиримые фанатики с отличной подготовкой, многие с боевым опытом, плюс после удачного боя в Дуба-Юрте в их рядах царил моральный подъем.Операция боевиков при их уровне разведки была практически обречена на успех. Силам боевиков противостояли милиционеры и ОМОНвцы, фактически охраняющие только сами себя.
Вечером 6 января, в сумерках, при сильном снегопаде, боевики начали спускаться с горных сел на равнину.
Отряд Рамзана Ахмадова спустился к Шали и на территории заброшенной огромной промзоны трубного завода у населенного, пункта встал на ночевку. Однако здесь для обеих сторон было суждено разыграться первому бою.
В Шалинское РУВД поступила информация, что на территории завода замечена группа боевиков. Видимо численность группы оценивали в несколько человек, так как на проверку этой информации было послано лишь 3 БМП 74-й мотострелковой бригады с ульяновскими и якутскими ОМОНовцами. Итог вылазки: две сожженные БМП, трое пленных из 74-й бригады (один сбежал из плена 17 января) и 9 убитых ОМОНовцев. После боя по заводу отработала федеральная артиллерия, но отряд Ахмадова к тому времени уже скрылся. К утру 9 января Ахмадов вышел к Аргуну.
В Аргуне в здании ж/д вокзала дислоцировался отряд Дальневосточного ОМОНа, около 90 человек. В заднии комендатуры находились нижнетагильские и самарские ОМОНовцы — это около 80 человек. Однако боевики не знали, что за два дня до их подхода, в Аргун прибыли еще 300 челябинских миллионеров.
Утром 9 января боевики вошли в Аргун с нескольких сторон и захватили город. Причем здания где располагались милиционеры просто кружили, а узнав сколько их сидит в комендатуре, боевики даже отказались от попыток штурма, только поливали здание огнем.
Комендант Аргуна Владимир Кушнарев в это время находился за пределами города на совещании. Милиционеры оценили свое положение как критическое и экстренно вызывали помощь — у них сработал так называемый синдром Пикенхема — подробнее в видео, что это такое. На помощь им вышли… 10 бойцов 74-й бригады с блокпоста на одной БМП и одном танке, причем без согласования своих действий с вышестоящим начальством. Надо ли писать, что они даже не успели доехать до комендатуры — техника была сожжена еще на въезде в Аргун, из 10 выжил только 1 человек. За время осады у дальневосточных милиционеров погиб только 1 человек. Вторая колона помощи из 17 человек так же попала в засаду, вышли с боями только двое…
Это была далеко не последняя ошибка. Далее про три засады Хаттаба под его непосредственным руководством восточнее Аргуна и другие боевые эпизоды тех дней.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.