Чернобыль на советской подлодке. Как умирающий от радиации экипаж К-27 добирался до базы? Воспоминания выжившего (2020)
«Заскочил наш химик-дозиметрист. Он включил стационарный прибор, стрелка зашкалила — он не поверил. Мы видели, что у него вид был очень удивленный и испуганный. Он побежал дальше, а потом вернулся назад. Мы так и не поняли, что произошло, потому что радиация не имела запаха и цвета…»
Ядерный реактор этой подлодки был не простым, а с жидкометаллическим теплоносителем (свинец+висмут), что позволяло за минуту вывести реактор на максимальную мощность и поставить субмарину на максимальный ход.
1 апреля 1964 подлодка ушла в первую автономку на 50 суток и прошла за это время 12 тысяч морских миль, что было абсолютным рекордом на то время. Системы охлаждения реактора работали на износ — от жара отсеки лодки прогревались до 45 градусов. В этом походе возникла нештатная ситуация с реактором левого борта, расславленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл, экипажу пришлось в ручную разрезать трубу и выдалбливать образовавшуюся пробку.
13 октября 1967 стартовал третий поход и снова авария, практически идентичная самой первой, но на этот раз на правом реакторе. Сплав свинца и висмута окислился, образовавшиеся шлаки закупорили трубу. Ремонтировались уже на базе — матросы кувалдой и зубилом выдалбливали застывший радиоактивный металл из трубопроводов. К этому времени моряки окрестили свою несчастливую подлодку «Нагасаки». «Хиросимой» прозвали К-19.24 мая 1967 года, К-27 вышла в Баренцево море, в свой последний поход. Продолжение истории в видео, на этот раз произошел выброс радиоактивных газов, буквально пропитавших всю подлодку и членов экипажа до смертельных доз. Во второй половине видео воспоминания участника событий Вячеслава Мазуренко.