Миг-15 против Ла-15. Почему один пустили на слом, а другой стал главным истребителем СССР? (2021)
Конец 1940-х годов советская истребительная авиация встретила сразу с тремя истребителями: МиГ-15, Ла-15 и Як-23. Уже через несколько лет будут сняты с вооружения последние две модели, а МиГ-15 захватит небо СССР. Почему так получилось?
Разработанный в КБ Микояна истребитель И-310 С1 первым в СССР преодолел барьер в 1000 км/ч, в серином варианте этот самолет станет называться МиГ-15. Этот самолет в отличии от конкурирующих истребителей КБ Лавочкина и Яковлева, имевших в качестве силовой установки копию британского ТРД «Дервент», на МиГ-15 стоял более крупный двигатель РД-45, который во всем кроме состава металла соответствовал другому британскому двигателю фирмы Роллс-Ройс с названием «Нин».
В опытном И-310 С1 стоял оригинальный британский двигатель №1036, бывший в числе тех 20 «Нинов», которые наряду с 30 «Дервентами» были ввезены в Советский Союз в феврале 1947 года.
«Дервент» выдавал тягу в 1590 кг, а «Нин» 2270 кг и был по сути увеличенной копией «Дервента». Британские двигатели обладали одноступенчатыми осевыми компрессорами и поэтому были короткими, но толстыми, в отличии от распространенных тогда многоступенчатых вытянутых ТРД.
Самолеты с британскими двигателями получались «лобастыми», поэтому в КБ Лавочкина отказались от толстого «Нина» в пользу более компактного «Дервента». Как покажет время и испытания, для конструкторов Лавочкина этот шаг стал роковыми в судьбе их машины… Подробнее в видео.Так же по теме: «Советский МиГ-15 и американский «Сейбр» слизаны с немецкого истребителя 1942 года? В это не хочется верить, но…» (2021).