Каноничный фильм про «штафников». Режиссеру почти удалось удержаться за золотую середину: не уйти в совсем скверную «чернуху» и сделать крепкий драматический фильм про войну и любовь. Как и в любом другом военном фильме конца 1980-х здесь есть «кровавые комиссары» и обнаженка.
1943 год, Ташкент. В глубоком советскому тылу готовят новые военных специалистов: летчиков, танкистов, офицеров, артиллеристов. Борис Тираспольский и другие молодые курсанты летной школы находят время и для встреч с девушками: ходят на танцы и совершаю смелые безрассудства. Пока Борис делал шуры-муры со своей девушкой его без присмотра оставленный самолет находит отряд НКВД. За эти «заслуги» он и ещё двое курсантов приговором военного суда этапируются в штрафную роту под командование харизматичного капитана Владимира Правоторова. Владимир благоволит курсантам. Блатные урки ничего не могут поделать с юношами, познавшими настоящую силу солдатской солидарности. После скорой подготовки роту Правоторова отправляют на самый тяжелый участок фронта — в непроходимые заминированные болота, с заданием отбить немецкий дот.
Год: 1989
Страна: СССР
Режиссер: Виллен Новак
Жанры Фильма: драма, военный
В ролях снимались: Алексей Волков Андрей Толубеев Вера Сотникова Алексей Горбунов Николай Холошин Александр Калугин Константин Шафоренко Александр Соловьев Сергей Скрипкин Владимир Носик
Занимательные факты о фильме:
- Фильм снят по произведению Мориса Симашко. Однако от отличии от фильма в книге нет злобных НКВД-шников, нет застрелившегося командира, нет в конце фильма воплей «Сдать оружие». Всё куда проще — солдаты пошли в санбат к своему раненому командиру, насовали ему под матрац фляг со спиртом, задарили санитарок немецким шоколадом и дождавшись документов, отправились по своим частям, поскольку искупили.
- Из воспоминаний М. И. Сукнева, подполковника в отставке, в годы войны командира штрафбата: «Смотришь фильм 1989 г. Одесской киностудии «Гу-Га» о штрафниках, и не хватает зла на сценаристов — сплошная ложь, вымысел! Даже написал на киностудию письмо. Но кто нас, фронтовиков, слушает? Картинка из фильма… Никто не хочет петь строевую. Комбат кладет строй несколько раз на пыльную дорогу: «Встать! Ложись! Встать! Ложись!» Какая же чушь. Ведь в первом же бою такого командира ждет пуля или нож в спину.»
- Штрафников никогда не набирали из заключенных. Заградотряды никогда не сопровождали штрафные роты на фронт и не стояли у них за спиной. Заградотряды располагались не на линии фронта, а вблизи контрольно-пропускных пунктов, на дорогах, на путях возможного отхода войск. В свою очередь заключенных тюрем, концлагерей и военных тюрем СС брали в каратели: например, в зондеркоманду СС Оскара Дирлевангера, которая выросла до размеров дивизии в конце войны.