10 лет этого генерала РККА считали измеником Родины похуже Власова. А когда выяснилась правда… (2021)
В начале августа 1941 28-я армия и её командующий имели несчастную судьбу. Шестьдесят процентов личного состава армии погибли, многие получили ранения. Однако, действуя в районе между Рославлем и Починком, сконцентрированные в руках командарма силы не дали врагу соединиться, благодаря чему вокруг Смоленска не образовался котёл, подобный Вяземскому.
Генерал-лейтенанту Владимиру Яковлевичу Качалову судьба уготовила стать одним из первых героев Смоленского сражения. Он возглавил оперативную группу в составе трех дивизий, которая нанесла наступающим немецким войскам контрудар из района Рославля и откинула противника за реку, тем самым создав угрозу с тыла передовым соединениям Вермахта.
Чтобы парировать удар немецкое командование было вынуждено подтянуть на этот участок фронта крупные силы, которые вскоре фланговыми ударами окружили группу Качалова.
1 августа Качалов отдал приказ на отход дивизий в восточном направлении — на Лысовку и Старинку. 4 августа Качалов погиб прямо во время прорыва — в его танк попал снаряд, причем погибшего генерала нашли немцы при осмотре подбитых машин.
С этого момента начался ужас посмертной трагедии командарма. 16 августа 1941 года грянул приказ Ставки Верховного главнокомандования №270, объявивший Качалов изменником Родины и даже был проведен трибунал, по итогам которого его Елена Ханчина-Качалова и её мать были отправлены в тюрьму.