6 месяцев боев и в утиль. Проблемы массового производства советских истребителей в 1941 году (Геннадий Серов, 2020)
В декабре 1940 года был сверстан план производства всех боевых самолетов на 1941 год. Изменялись только количественные показатели, а типы самолетов оставались неизменными весь 1941 год. Истребители: МиГ-3 (1 завод), ЛаГГ-3 (6 заводов) и Як-1 (2 завода). В ноябре 1940 на авиазавод №21 городе Горький приехал авиаконструктор Лавочкин, а с ним 24 человека его команды.
При заводе они основали ОКБ Лавочкина, давшее впоследствии истребители Ла-5, Ла-5ФН. А тогда в феврале-марте 1941 года Лавочкин налаживал серийное производство ЛаГГ-3. Для опытной партии смежные заводы сразу погнали квартальные объемы комплектующих, часто неподходящих. Чертежи были со множеством пометок «подогнать по месту», заводчанам это не нравилось и в Наркомат обороны посыпались жалобы на новый и сырой ЛаГГ-3.
Для разбирательства из Москвы приехал зам. наркома авиапромышленности Петр Дементьев и организовал очную ставку Лавочкина и заводчан. Был большой скандал и разбирательство с деталями самолета прямо в заводском цеху.
По итогу Дементьев объединил КБ Лавочкина и серийный конструкторский отдел завода, чтобы документация на ЛаГГ-3 была готова за месяц. Весь конструкторский отдел из 100 человек, перевели фактически на казарменное положение и круглосуточную работу: «Спали попеременно на диванчике в кабинете у Шабанова».
Геннадий Павлович Серов крайне интересно рассказывает о создании новых советских истребителей в 1941 году. Другие две части с его участием — первая и вторая.