СТАЛИН РАССВИРЕПЕЛ и отчитал наркома авиапромышленности так, что тот застрелился. Проблемы авиазаводов в 1939-1941 — рассказывает эксперт (2021)

0 6

СТАЛИН РАССВИРЕПЕЛ и отчитал наркома авиапромышленности так, что тот застрелился. Проблемы авиазаводов в 1939-1941 - рассказывает эксперт (2021)

В январе 1939 года наркомат оборонной промышленности был разукрупнен, на его базе был создан наркомат авиапромышленности, наркомат вооружений, наркомат боеприпасов и другие.
Наркомат авиапромышленности по своему весу был равен всем остальным наркоматами, так как имел свой металлургический кластер и свой приборостроительный кластер. Последний кстати регулярно пытался нагрузить своими заказами наркомат электропромышленности и это удавалось сделать только через принуждение по госплану.
Нарком авиапромышленности Михаил Моисеевич Каганович был далек от авиации — в сталинское время это была распространенная практика, когда человека назначали в отрасль, которую он не знал (научится и вникнет за пару лет). Яковлев описал инцидент, когда на приемке нового истребителя Каганович заявил, что надо бы ему «переделать мордочку» — Сталин рассвирепел, объяснил Кагановичу, что у самолета есть носовая часть фюзеляжа и велел ему молчать.
В начале 1940 Кагановича сняли с должности и назначили директором авиазавода в Казани, где он загадочным образом застрелился..Новым наркомом, вплоть до конца войны стал Алексей Шхурин. В это время была принята программа модернизации. В первую очередь беспокоило, что ряд узлов и агрегатов выпускались только на одном единственном заводе и если вдруг на заводе аккумуляторов происходит пожар, то весь авиапром остается без них, поэтому пытались строить заводы дублеры. Причем все новые предприятия предлагалось строить к востоку от Поволжья.
Летом-осенью 1940 мотивация рабочих авиапрома резко снижается, новые рабочие откровенно не хотят работать на заводах. Почему?  Так к примеру плотник 8-го разряда, который устраивался клепальщиком 3-го разряда, начинал резко меньше зарабатывать, ухудшал свои жилищные условия. Была острая проблема с инструментами, когда на 48 новых рабочих могли выдать 15 молотков и больше ничего… Осенью 1940 по этой причине в авиапром вкинули много денег, увеличили зарплату и ввели прогрессивку. Напрмиер за 10 плановых деталей платили по одному рублю, за одиннадцатую деталь — 2 рубля, за двенадцатую — 3 рубля и так далее, можно было обогатиться. Зарплатный фонд резко падал, что привело к пересмотру норм выработки, которые оставались неизменными уже многие годы.

Михаил Юриевич Мухин рассказывает про советскую авиационную промышленность в 1939 — 1941 годах. Какие организационные мероприятия проводились в авиапроме в 1939 — 1940 годах? Сколько новых заводов авиапрома запланировали построить в 1940 году? Сколько сил и средств задействовали для развертывания новых предприятий авиапрома в 1940 — 41 годах? Что повлияло на перевод в состав НКАП заводов, ранее подчиненных другим наркоматам? Как решалась проблема недостатка квалифицированных кадров? Какие предприятия к началу 1941 года являлись флагманами советского авиапрома? Удалось ли в 1941 году выполнить задачу правительства по выпуску 50 самолетов в день? Как планировалась и проходила эвакуация предприятий авиапрома? Сколько предприятий удалось эвакуировать из западной части СССР? Какие повлияла эвакуация на кооперацию предприятий авиапрома? Благодаря чему удалось быстро развернуть производство на эвакуированных предприятиях?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.