СТАЛИН РАССВИРЕПЕЛ и отчитал наркома авиапромышленности так, что тот застрелился. Проблемы авиазаводов в 1939-1941 — рассказывает эксперт (2021)
В январе 1939 года наркомат оборонной промышленности был разукрупнен, на его базе был создан наркомат авиапромышленности, наркомат вооружений, наркомат боеприпасов и другие.
Наркомат авиапромышленности по своему весу был равен всем остальным наркоматами, так как имел свой металлургический кластер и свой приборостроительный кластер. Последний кстати регулярно пытался нагрузить своими заказами наркомат электропромышленности и это удавалось сделать только через принуждение по госплану.
Нарком авиапромышленности Михаил Моисеевич Каганович был далек от авиации — в сталинское время это была распространенная практика, когда человека назначали в отрасль, которую он не знал (научится и вникнет за пару лет). Яковлев описал инцидент, когда на приемке нового истребителя Каганович заявил, что надо бы ему «переделать мордочку» — Сталин рассвирепел, объяснил Кагановичу, что у самолета есть носовая часть фюзеляжа и велел ему молчать.
В начале 1940 Кагановича сняли с должности и назначили директором авиазавода в Казани, где он загадочным образом застрелился..Новым наркомом, вплоть до конца войны стал Алексей Шхурин. В это время была принята программа модернизации. В первую очередь беспокоило, что ряд узлов и агрегатов выпускались только на одном единственном заводе и если вдруг на заводе аккумуляторов происходит пожар, то весь авиапром остается без них, поэтому пытались строить заводы дублеры. Причем все новые предприятия предлагалось строить к востоку от Поволжья.
Летом-осенью 1940 мотивация рабочих авиапрома резко снижается, новые рабочие откровенно не хотят работать на заводах. Почему? Так к примеру плотник 8-го разряда, который устраивался клепальщиком 3-го разряда, начинал резко меньше зарабатывать, ухудшал свои жилищные условия. Была острая проблема с инструментами, когда на 48 новых рабочих могли выдать 15 молотков и больше ничего… Осенью 1940 по этой причине в авиапром вкинули много денег, увеличили зарплату и ввели прогрессивку. Напрмиер за 10 плановых деталей платили по одному рублю, за одиннадцатую деталь — 2 рубля, за двенадцатую — 3 рубля и так далее, можно было обогатиться. Зарплатный фонд резко падал, что привело к пересмотру норм выработки, которые оставались неизменными уже многие годы.
Михаил Юриевич Мухин рассказывает про советскую авиационную промышленность в 1939 — 1941 годах. Какие организационные мероприятия проводились в авиапроме в 1939 — 1940 годах? Сколько новых заводов авиапрома запланировали построить в 1940 году? Сколько сил и средств задействовали для развертывания новых предприятий авиапрома в 1940 — 41 годах? Что повлияло на перевод в состав НКАП заводов, ранее подчиненных другим наркоматам? Как решалась проблема недостатка квалифицированных кадров? Какие предприятия к началу 1941 года являлись флагманами советского авиапрома? Удалось ли в 1941 году выполнить задачу правительства по выпуску 50 самолетов в день? Как планировалась и проходила эвакуация предприятий авиапрома? Сколько предприятий удалось эвакуировать из западной части СССР? Какие повлияла эвакуация на кооперацию предприятий авиапрома? Благодаря чему удалось быстро развернуть производство на эвакуированных предприятиях?