«Эвакуация Харькова была проведена на троечку» — Алексей Исаев про бои на южном фронте в 1941 (2018)
Потеря Харькова в 1941 была более болезненным эпизодом чем оставление Киева.
Ростов-на-Дону был захвачен немцами в ходе тяжелой обороны ноября 1941 и отбит уже через неделю с переправой по замерзшему Дону советских резервов. При этом во льду саперы насверлили дырок и накидали сена — получилась прочная переправа.
Харьков минировал король советских диверсантов — Илья Старинов. У него в подчинении были немолодые саперы, но с задачей справились на отлично.
Расправами в Харькове руководил немецкий генерал Достлер. Из пустого заводского цеха он создал импровизированный концлагерь, вешал и расстреливал с первых дней оккупации города. Правосудие настигло этого палача в Италии, где он после очередного военного преступления был взят в плен расстрелян (есть знаменитая фотография).
В районе Ростова-на Дону и Мелитополя оборону держали 9-я и 18-я армии, которые отходили от границы без катастрофических эпизодов. У Мелитополя они попали под удар немецкой танковой группы и были окружены. Немцы разгромили колонну штаба 18-й армии при попытке прорыва из котла — командарм Смирнов погибает в бою и немцы хоронят его с памятным знаком.
На подступах к Ростову была выставлен заслон из частей 56-й армии Ремезова, но прибывающее пополнение имело проблемы с освоением винтовок СВТ, которые давали на месте. На какое то время они остановили группу Клейста. Для подкрепления обороны прибыла 317 дивизия из Азербайджана с большими языковыми проблемами.
А так же история от Алексея Исаева про удачливого сапера, который три раза бежал из плена в 1941 и дошел до Ростова в ноябре, где его опять взяли в плен и он опять бежал — аккурат к первому дню советского контрнаступления.Упоминаемый видеоматериал про киевский котел — «Немецкие танкисты наелись первитина» — Алексей Исаев о Киевском котле (2018).