Фронтовые кинооператоры сделавшие Победу. Рассказ киноэксперта (2019)
До января 1942 года люди во всем мире думали, что немцы несут культуру на захваченные территории и это очередная европейская войнушка с сопутствующим этикетом.
В конце ноября 1941 года Сталин вызвал из эвакуации председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Большакова: «Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы, думаю, что они его не выдержат и покатятся назад. Надо всё это заснять на пленку и сделать хороший фильм».
12 января 1942 был сделан первый монтаж оскароносного фильма «Разгром немецких войск под Москвой». Он раскрыл карты немцев и впервые показал все их зверства на захваченных территориях.
Уникальная хроника на сайте (из недавно опубликованного).
А так же про уникальные судьбы некоторых кинооператоров: Анатолий Крылов подбил вражеский танк, Борис Шер сбил немецкий истребитель, Мария Сухова снимала партизан и получила тяжелое ранение в бою, перед смертью она закопала пленку чтобы та не досталась врагу.
Иногда приходилось прибегать к постановочным сценам — так было на Волховском фронте среди болот и леса.
Дополнительно про немецких кинохроникеров. Их камеры были электрическими с длиной пленки на 2 и 4 минуты, заряжались кассетами.
У американцев процент потерь кинооператоров был самым высоким, но и за удачные кадры премировали отдельно.