Фронтовые операторы — цена кадра: каждый второй ранен, каждый четвертый убит (Россия) 2008 год

0 1

Режиссер: И. Кукин Д.Тилепбергенова

Фильм о военных кинодокументалистах, благодаря которым поколения, не познавшие горе войны, могут увидеть все ужасы постигшей Россию трагедии. Это — всесторонний рассказ про фронтовое кино, как явление.

Каждый четвертый из фронтовых операторов погиб, каждый второй получил тяжелое ранение, но тем не менее, они снимали, даже когда это было выше сил… Их работа — напоминание о том страшном времени, о героизме солдат.
В фильме использованы уникальные кадры видеохроники В.О.В.


Начиная с 1942 года руководителям советского кино пришлось вести учет тех огромных материальных потерь, которые несла наша кинематография в результате войны. В их число были включены расходы на эвакуацию кинопредприятий отрасли на восток страны, потери , связанные с разрушением киностудий, кинотеатров на оккупированной территории и многие другие неизбежные расходы. К победным дням мая 1945 цифра набралась немалая — 2 953 938 000 руб.

Но даже при всей ее внушительности, она, конечно же, смешна и ничтожна. Как оценить весь тот ужас — голод, разруху, нищету, все те немыслимые лишения и страдания нашего народа? В какой валюте и по какому биржевому курсу оценить покалеченные судьбы миллионов и миллионов наших людей? И на каких весах взвесить, в каком золоте исчислить хоть сколь-нибудь сопоставимый эквивалент человеческой жизни, которую оборвала пуля?

Долгое время официальная статистика утверждала, что из всех операторов и работников фронтовых киногрупп за годы войны погиб каждый пятый. Историк кино В.П. Михайлов, досконально изучавший работу наших фронтовых операторов, вывел более печальную статистическую формулу: каждый второй ранен, каждый четвертый убит…

Боюсь, однако, что и у него не было полных данных о тех, кто пропал без вести и, скорее всего, погиб… Одна из самых тяжких потерь такого рода случилась впервые же месяцы войны при окружении Киева — вместе с войсками попала в окружение и вся киногруппа Украинского фронта в составе десяти человек. О судьбе ее до сих пор ничего не было неизвестно. Самым же удивительным в этой истории было то, что сами фронтовые операторы, оставившие, помимо миллионов метров пленки, огромное количество иных свидетельств — десятки книг воспоминаний и др. — об этой бесследно пропавшей украинской киногруппе, едва ли не самой многочисленной, не вспоминали ни одним словом, будто ее никогда и не было. Не фигурировали фамилии этой киногруппы и в официальном перечне потерь — не было их ни в списках погибших, ни в списке попавших без вести. Попала ли киногруппа в плен или погибла вся до единого еще ранее — до последнего времени можно было только гадать.

Подавляющее число кинематографистов,втом числе и работников кинохроники. оказавшихся на войне не по закону о всеобщей мобилизации, попали в окопы. Почти у всех была бронь, и можно было продолжать работу на студиях и других киноорганизациях. Кстати сказать, эта работа в тылу, как очень скоро стало ясно, была тоже не просто очень важной, но и крайне нужной людям. Тем не менее, многие, очень многие кинематографисты добровольно вызвались идти на фронт. На войну рвались и стар, и млад.

Старейший русский оператор Петр Васильевич Ермолов, участник и кинохроникер еще первой мировой войны завалил кинематографическое руководство заявлениями с требованиями отправить его на фронт. И получая отказ за отказом, писал снова и снова, убеждая, что немалый его возраст не помеха, а операторский опыт, в том числе и фронтовых съемок, таков, что он еще даст сто очков любому молодому да прыткому…

В числе первых кинематографистов, ушедших на войну, погибли оператор Павел Лампрехт и руководитель киногруппы Балтийского флота Анатолий Знаменский, снимавшие боевые действия морской пехоты на островах Балтики. Во время эвакуации судов балтийского военного флота из Таллина в Ленинград фашисты с моря и с воздуха атаковали огромный караван из сорока судов. Корабль «Верония», на котором находилась киногруппа, попал под мощнейший обстрел. Взрывной волной многих находившихся на палубе сбросило за борт. Затем последовала атака фашистской подводной лодки. Корабль стал тонуть. Фашистские самолеты кружили над оказавшимися в воде людьми и, словно в тире, крошили их из пулеметов. Чудом уцелевшие свидетели этой бойни рассказывали потом, что видели в воде уже мертвого Павла Лампрехта с разбитой головой — его поддерживало на плаву распластанное кожаное пальто.

Замечательный оператор, которого многие коллеги любили и ценили, успел снять в эти первые месяцы войны только два боевых сюжета. Обстоятельства гибели начальника киногруппы А. Знаменского до сих пор остаются неизвестными…

На войну просились, рвались и совсем молодые, в том числе и те, кто не дотягивал еще до призывного возраста… Целый курс операторского факультета выпросился на войну, условившись, что свои дипломные работы снимет прямо на фронте. Многие из этих ребят-добровольцев в институт уже никогда не вернутся.

Николай Номофилов, отличник, сталинский стипендиат, находясь на съемках на передовых позициях, попал под артобстрел, получил тяжелое осколочное ранение в спину и умер 19 июля 1942 года…

Погиб на фронте его однокурсник Вячеслав Высоцкий.

Не успев сдать зачет по операторскому мастерству, оставшись с академической задолженностью, погиб на съемках Николай Писарев.

Самый прославленный и самый легендарный из фронтовых операторов, студент этого же курса Владимир Сущинский тоже не вернулся с войны. У него остался несданным экзамен по марксизму-ленинизму…

А еще один их однокурсник, Виктор Муромцев погиб уже в Югославии, снимая одно из самых последних сражений второй мировой…

Если посчитать, сколько вообще кинематографического народу ушло на войну и сколько с нее вернулась, то статистика этих общих потерь, пожалуй, не окажется более утешительной, чем потери среди наших фронтовых операторов. Но это все общая статистика — страшная и впечатляющая уже сама по себе. Впрочем, она воспринимается совсем иначе, как только за этими зловещими общими цифрами начинаешь различать неповторимые судьбы конкретных людей.

Самое удивительное и невероятное в истории нашей фронтовой киножурналистики заключается в том, что среди операторов-фронтовиков встречались и женщины. Их было совсем немного, но зато каких! Ленинградские документалисты, снимавшие блокаду, вспоминают одну из своих коллег, которая была настолько предана своему делу, что до самой последней минуты скрывала от всех свою беременность и продолжала снимать, опасаясь, что ее могут отправить рожать из блокадного города на Большую землю… Поразителен и тот факт, что именно двух женщин — Оттилию Рейзман и Марию Сухову — начальство отправило на самые опасные съемки в глубоком тылу у немцев. Их забросили в одно из партизанских подразделений, где они сняли замечательные репортажи о народных мстителях.На студию кинохроники удалось вернуться только Оттилии Рейзман , а Маша Сухова погибла в бою, выбираясь вместе с партизанским отрядом из окружения.

Четыре года войны не прошли даром для кинематографистов, оказавшихся на фронте. Это были уже умелые, хорошо подготовленные воины. Они научились воевать, маскироваться, быть по возможности осторожными. Но даже и этот немалый опыт не всегда выручал. Похоронки в семьи кинематографистов летели до самых последних дней войны. Как ни странно, напоследок их стало даже больше…

Самые большие потери последних месяцев войны не обошли стороной и фронтовых операторов Их могилами на земле Болгарии , Венгрии, Австрии, Польши, Германии, Югославии был отмечен победный маршрут Красной Армии…

Не буду подводить никаких итогов. Скажу только одно: если и были у нашего кино какие-то грехи и долги перед народом и страной, то все они с лихвой оплачены подвигами, кровью, а нередко и жизнями кинематографистов, оказавшихся на войне не по принуждению, а по искреннему зову сердца. Оплачены они и замечательными художественными фильмами, снятыми в тяжелейших условиях. И совсем уж вдвойне и втройне искуплены эти прегрешения самоотверженной и талантливой работой фронтовых операторов, сумевших наперекор всему создать потрясающую и вдохновенную кинолетопись войны, которая была и осталась для нас Великой, Отечественной, Священной… Кадрам, которые они сняли, никогда не состариться. Это вечное кино.

Низкий вам всем — его создателям — поклон и самая благодарная память нынешних и всех будущих потомков

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.