«Генералу Власову не повезло — его напоил староста и со второго раза сдал немцам». Алексей Исаев про генералов РККА в немецком плену (2021)
История с Власовым почти комическая, но согласно документам, которые нашел историк Алексей Исаев, было всё куда интереснее чем все привыкли считать.
За время войны в немецкий плен попало 75 советских генералов: из них 54 в 1941 году, 15 в 1942 и один умудрился в 1944. Мемуары для нас они не оставили, плен был тяжелым и сильно подорвал многим здоровье. 12 из 75 стали предателями и согласно документам о первых их допросах, никто не перешел на сторону противника сознательно, даже Власов. Предателями стали позднее, под влиянием немцев.
Власов выходил из окружения на юго-запад, по самому длинному и безопасному пути. Многие из тех кто с ним выходили — попали к партизанам и самолетом вывезены на большую землю.
Власову банально не повезло — в деревне на которую он вышел, его подпоил староста, забрал оружие и пленил. Причем Власова сдали не с первого раза, так как мимо проезжающие немцы считали Власова уже погибшим и в первый раз «послали» старосту куда подальше (с 8 минуты подробнее).
Власов на первых допросах ничего такого не говорил, как и большинство пленных его звания. А вот пленного генерала Музыченко (на фотографии), немцы упоминают в документах, особо подчеркивая, что он отвечал дозировано и говорил только то, что они уже и так знали.
Согласно приказа Ставки №270 от 16 августа 1941, в плен сдаваться было нельзя, в приказе был даже прописан пример генерала Качалова, который якобы перешел на сторону противника 4 августа 1941, хотя на самом деле на танке отправился в прорыв на немецкие позиции и геройски погиб. Однако Мехлис, видевший как он уходил в атаку — сделал другие, неправильные выводы.
Первые пленные советские генералы попали в немецкий военный журнал «Сигнал», это были Понеделин и Кириллов — командующий 12-й армии и командир 13-го стрелкового корпуса.
В плен попадали по разному, но если генерал оставался верен присяге, то после войны обычно отмечали, что попал в плен раненым, без сознания. Классическим примером является командарм Михаил Лукин, попавший в плен тяжело раненым, пережил ампутацию ноги. Были и комические случаи, так пожилой капитан Андрей Севастьянов (54 года), надел форму комбрига (аналог генерала), выдал себя за генерал-майора, чтобы в плену к нему относились получше. После войны был осужден.