Гибель парохода «Ленин» с 4000 человек на борту. Затонул по вине своих же (2021)
Это было в войну. Пропуском на пароход во время эвакуации из Одессы в июле 1941 года — был посадочный талон. Нередко по одному талону садились 3-4 взрослых человека, детей не считали, было и много «блатных» с записками от областных и краевых руководителей.
Капитан судна Иван Борисенко никакого учета севших пассажиров не вел — это был второй рейс «Ленина» из Одессы в Мариуполь. Первый был удачный.
По итогу вместо 380 пассажиров на судно загрузились почти 4000 человек. В заключении погрузки пришел приказ принять еще 1200 новобранцев и несколько сотен раненых, но их уже просто негде было размещать физически.
22 июля 1941 в 22:00 «Ленин» медленно отвалил от причала и вышел в море во главе конвоя из теплохода «Ворошилов», судна «Березина» и двух шаланд.
Лоцман на «Ленине» не имел связи с оперативным дежурным флота. Первыми отстали шаланды, но имея своего лоцмана, они сами пошли в пункт назначения. Далее на «Ворошилове» вышла из строя машина — последствия некачественного и быстрого ремонта.
«Ленин» отбуксировал сломавшийся теплоход в севастопольскую бухту, до которой было рукой подать. Новобранцы на палубе использовали вместо подушек пробковые спасательные пояса, но кто-то это заметил, был отдан приказ все спасательные средства отобрать и запереть под замок. Наконец-то в 19 часов 27 июля, пароход «Ленин», отремонтированный «Ворошилов» и подтянувшаяся из Одессы «Грузия», вышли из Севастополя в сторону Ялты. В 23:33 между трюмами 1 и 2 на «Ленине» произошел взрыв — это была советская мина. На палубе забегали люди, Капитан приказал дать влево руля и подойти ближе к берегу, но судно затонуло слишком быстро, всего за 7-10 минут.
Далее воспоминания свидетелей катастрофы и случившемся на позади шедшей «Грузии» — там капитан приказал спускать шлюпки для оказания помощи, но пассажиры подумали, что и Грузия тонет, занимали места в шлюпках.