Главный тактический секрет победы под Москвой в 1941. Спираль Панфилова-Момышулы: «Не торопись умирать, учись воевать» (2020)
«Я достал карту. На ней тянулась тонкая черта обороны нашего батальона — это редкая цепочка стрелковых ячеек и пулеметных гнезд заграждала Москву от врага. Я откровенно доложил, что обдумав положение, не вижу возможности предотвратить моими силами прорыв в районе батальона.
Не легко выговаривать такие слова, всякий командир меня поймет, но я выговорил. Панфилов молча кивнул, предлагая продолжить. Я сказал, что у меня нет ни одного взвода в резерве, подпереть оборону нечем, к тому же от противника батальон отделяет промежуточная полоса шириной до 15 километров. Сбив наше боевое охранение, противник быстро дойдет до батальона.»Почему сбив?» — спросил меня Панфилов, я не ответил, мне казалось это ясным. Могут ли 10-20 человек задержать крупные силы врага?
Вы удивляете меня, товарищ Момыш-Улы, — сказал генерал. — Ведь били же вы немца!
— Но, товарищ генерал, тогда мы сами нападали… И притом ночью, врасплох…
— Вы удивляете меня, — повторил он. — Я думал, товарищ Момыш-Улы, вы поняли, что солдат не должен сидеть и ждать смерти. Надо нести ее врагу, нападать. Ведь если ты не играешь, тобой играют. — Какие силы в охранении? Я ответил.
— Это, товарищ Момыш-Улы, мало. Тут должны действовать усиленные взводы. Ручных пулеметов им побольше. Станковых не надо. Группы должны быть легкими, подвижными. И посмелее, поглубже выдвигайте их в сторону противника. Пусть встречают огнем, пусть нападают огнем, когда немцы начнут тут продвигаться.
— Но, товарищ генерал, противник же их обойдет… Обтечет с двух сторон.
Панфилов улыбнулся:
— Вы думаете: «Где олень пройдет, там солдат пройдет; где солдат пройдет, там армия пройдет?» Это, товарищ Момыш-Улы, не про немцев писано. Они знаете как теперь воюют? Где грузовик пройдет, там армия пройдет. А ну-ка, где вы по этим оврагам-буеракам протащите автотранспорт, если заперты дороги? Ну-ка, товарищ Момыш-Улы, где?
— В таком случае выбьет…
— А, выбьет? Взвод с тремя-четырьмя пулеметами нелегко выбить. Надо развернуться, ввязаться в бой. Это, товарищ Момыш-Улы, полдня… Пусть обходит, это не опасно. А окружать не давайте. В нужный момент надо отскочить, выскользнуть. Примерно так…
Легкими касаниями карандаша Панфилов преградил одну из дорог близ занятого немцами села, затем карандаш побежал в сторону и, очертив петлю, вернулся на дорогу в другом пункте, несколько ближе к рубежу батальона. Взглянув на меня — слежу ли я, понимаю ли? — Панфилов повторил подобный виток, затем провел такой же еще раз, все придвигаясь к рубежу.
Эпизод из легендарной книги «Волоколамское шоссе». Алексей Исаев про неё: «Самая жесткая, полезная и лучшая книга о Великой Отечественной войне. Её изучают военные всех стран мира» (2020).