«Я остался один, а со мною фриц. Никто из ребят не выбрался». Николай Лапшин из 80 СД — тронулся умом на Волхове и пошел в разведку (2019)
«После февральских боев за Синявино у меня стала психика сдавать. В марте нас перебросили в район Малой Вишеры и правого берега Волхова. А потом под конец месяца удалось на левом берегу зацепиться — назвали это плацдармом, хотя на самом деле маленький клочочек земли.
Топчемся на месте, людей теряем, а немец из минометов поливает, да пулеметами каждый метр берега пристрелял. А ты сидишь и ничего сделать не можешь, только ждать когда сам станешь смердящей разлагающейся кучей.
Холодно, жрать хочется, а эти твари сухие, на возвышенности, знай себе только ленты перезаряжают, да мины подтаскивают. Я от злости уже воротник свой жевал и матом орал из окопа, видел их, был готов голыми руками рвать фрица, но был беспомощен.
Когда приполз ротный и сказал, что разведка добровольца ищет, то я не секунды не раздумывал, так ручки чесались…»
Далее про ужасы окопного быта в болоте и первый разведвыход за языком, причем при переползании у немецких позиций герой истории хотел уже умереть геройски, закидав немцев в окопе гранатами, но сдержался — помог опытный лейтенант-разведчик.