Я свидетель трагедии армии Власова: «Я облизала немецкий котелок. И вот думаю — сейчас придет немец и убьет меня!» (2020)
«Немец оставил грязные котелки после обеда. Я их облизала, всё помыла, а какая крышка с какого котелка — не знаю. Поставила всё на стол и вот думаю — сейчас придет немец и убьет меня. Пришел немец, я на печку спряталась, прикрылась валенком, сижу трясусь, а он просто забрал котелки и ушел. Потом принес в благодарность кусок хлеба и конфетину: «Киндер гут! Данкешон!».
В январе месяце 2-я ударная армия пошла в наступление, снега тогда выпало по грудь. Морозы стояли под 40 градусов. У нашей деревни солдаты появились ночью, они еще не дошли до деревни и стали кричать «За Родину!». Немцы из пулемета положили почти всех, а утром проснулись, покушали, запрягли своих больших лошадей, поехали, сняли с убитых белые полушубки, забрали себе.
В какой то день наши части снова подошли к деревне, мы тогда прятались в подвале. Шёл бой и пуля пролетела сквозь стенку, пробила перегородку в подвале, срикошетила и попала в голову моему младшему братику 35-го года рождения, легко его ранила.
А потом наши дорогу к деревне отрезали, немцы попали в окружение, а вместе с ними и мы, 18 суток сидели в окружении. Потом с Большого Замашья пришли испанцы их кто то из местных провел через лес. Они забрали немцев, а мы остались одни. Взрослые стали нашим солдатам кричать: «Солдаты! Заходите в деревню! Немцев нет!». Вскоре в деревню пришли разведчики».Галина Николаевна (Ахапкина) Вырвич стала свидетелем трагических событий попытки прорыва блокады Ленинграда. Деревенская девочка испытала все мыслимые ужасы войны.