Як-1 — заслуженно лучший советский истребитель начала войны. Почему советские заводы были не способны выпускать одинаковые самолеты? (2019)
Як-1 был создан в 1941 году, когда советской военной авиации не хватало мощных моторов и материалов, в частности дюралюминия.
Кроме того, Як-1 первым заимел пушку, которой мог обстреливать вражеские бомбардировщики в труху. Так же благодаря пушке он мог работать по легкобронированным целям на земле.
Кстати, лопасти винта серийного Як-1 были полностью скопированы с Мессершмитта Bf 109. Удивительным был и казус с серийным выпуском Яков. Так Саратовский и Химкинский заводы выпускали Як-1 по одним и тем же чертежам, но машины выходили из цехов разные, их запчасти часто не подходили друг к другу.
Почему так получалось? Заводы делали свои технологические чертежи, под свою оснастку. Это была общая беда авиационной промышленности и до войны было еще хуже — заводы сами выбирали самолеты которые они смогут производить.
Историк Сергей Дмитриевич Кузнецов с 1980-х годов занимался самолетами-истребителями ОКБ Яковлева. Им написано несколько книг и он на сегодняшний момент является ведущим специалистом в этой теме.
Не пропустите и альтернативное мнение: «Як-1 — самый ломучий самолет стал самым лучшим в начале войны. Нечестная игра авиаконструктора Яковлева» (2019).