Жертва ГУЛАГа Татьяна Смилга. Её слова должны были вызвать ненависть к Сталину, но получилось наоборот (2019)
Она выросла в элитном московском доме для партийной верхушки, где была охрана, огромные квартиры, лифты, фонтаны и кинотеатр. Когда арестовали и расстреляли её родителей по тяжелой антисоветской статье, она осталась без всего. Заместитель Ежова Фриновский, предложил ей и её няне жилье в провинциальном городе: «Я говорю я не хочу, потому что хочу поступить в театральный институт. Твой сын будет учиться в институте, а я где-то в провинции.»
На момент ареста в 1939, ей было уже 20 лет и она закончила школу. Коварный красный следователь, который должен был её избивать — поил чаем с бутербродами, ничего не заставлял подписать и даже матом не ругался — это она считает его уловками. В лагере было хорошо, устраивали концерты, она работала в джаз-оркестре, причем это был лагерь не для элитных заключенных, в нём были и крестьяне и рабочие.Дело своих арестованных и расстрелянных родителей она так не читала: «Там сволочизм и враньё. Честь моих родителей для меня очень дорога, они были добрые и образованные».
Интервью взято в Татьяны Иваровны Смилга-Полуян (22 мая 1919 — 27 сентября 2014), она является дочерью известного революционера Ивара Смилглы, который в 1920-е годы присоединился к троцкистам. В 1935 году был арестован НКВД и в 1937 расстрелян. Её мать Надежда Васильевна Полуян, так же старый большевик и была расстреляна в 1937 году. Двадцатилетнюю Татьяну арестовали в 1939 году вместе с четырьмя другими девушками из ее класса. Их осудили по 58 статье за «контрреволюционную агитацию», они разговаривали в классе про мировую революцию и аресты старых большевиков.