Как солдаты узнавали о Победе в 1945? «Другой такой радости я не ощущал за всю свою жизнь! И наверно не будет её» (2020)
На участке фронта где воевал Михаил Сырокваша, первыми о конце войны узнали немцы. Над немецкими позициями прозвучало из громкоговорителей «Ахтунг, Ахтунг!», далее какое то сообщение на немецком и только после этого советские бойцы узнали о полной капитуляции немцев.
Наши сложили автоматы, встали в оцепенении, начали обниматься, вдалеке появились белые флаги над немецким позициями. У наших солдат слезы пошли из глаз, никому не верилось, что это конец войны. Продолжалось это часа полтора.
Серия коротких интервью с ветеранами о том как о Дне Победы узнавали на разных участках фронта и в тылу. Без преувеличения можно сказать, что это был самый радостный день за всё XX столетие.
Война кончилась! С праздником Победы!
Михаил Иванович Сырокваша, участвовавший в освобождении Белоруссии и Литвы, взятии Восточной Пруссии, разгроме Квантунской армии, освобождавший знаменитый Порт-Артур рассказывает о невероятном эмоциональном потрясении: «Слезы с глаз не капали, а лились ручьем – такое состояние было. Не верилось, что дожили до дня Победы».
«Весь полк собрался и изо всех орудий били вверх. Трассирующими, разрывными, всякими снарядами», – вспоминает Петр Иванович Помыткин, который участвовал в боях за Харьков, форсировал Днепр, Днестр, сражался на землях Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии и встретил Победу в Германии.
Похожие воспоминания и у Михаила Кузьмича Балбуцкого, который в годы Великой Отечественной войны служил на северном флоте и имел специальность дальномерщика-визировщика: «Повскакивали к орудиям, пулеметам, начали стрелять все корабли. Местные говорили, что в войну не слышали такой канонады как та, что поднялась в этот момент».
Радость передавалась от человека к человеку, становилось одним общим счастьем. «Если о начале войны я услышал по репродуктору, то о Победе узнал по всеобщему ликованию», вспоминает житель блокадного Ленинграда, почетный гражданин города Воркуты Михаил Леонидович Тверской.
Кому-то довелось и оставить надпись на Рейхстаге. «Всё было расписано, негде было писать. Кто чем писал», – вспоминает Евдокия Павловна Григорьева. В строю Евдокия Павловна почти с самого начала войны. Окончила курсы водителей и служила в авиачасти. По мере движения фронта побывала в Новороссийске, Польше, Германии.
Даже для тех, кто в те года был ещё ребёнком, это событие запомнилось особенно сильно. Жительница блокадного Ленинграда Тамара Александровна Савченко встретила День Победы в детском доме: «Это был очень светлый день. Нам рано кто-то сказал, мы начали бросаться подушками, кричать, плакать. Многие дети, которые не знали, как дальше сложится их жизнь, плакали».