Каратель не под запись рассказал как СЖИГАЛИ ХАТЫНЬ. Интервью с подполковником КГБ, который «раскокол» Степана Сахно (2021)
Это уникальная видеозапись интервью, на которое будут ссылаться еще десятки документальных фильмов, посвященных трагедии Хатыни.
В начале 1973 года куйбышевским чекистам пришел запрос из Гродно — допросить некого Степана Васильевича Сахно по делу расстрела старосты-подпольщика во Время Великой Отечественной войны. Были подозрения об участии Сахно и в более крупных преступлениях, вроде сожжения Хатыни 23 марта 1943, где были убиты 149 жителей — из них 76 детей.
Допрос вел Леонид Колмаков. Сахно допросили, он ловко узнавал по фотографиям всех показанных ему полицаев, рассказывал про них много интересного (только про умерших), но намеренно путал имена — строил дурака. Сахно говорил, что охранял мосты и склады, а на втором допросе внезапно устроил демарш, мол, ему не доверяют — ему, ветерану войны, члену товарищеского суда на заводе, раненому в боях за родину. На самом деле ранен он был партизанами, а лечился в немецком госпитале. Стало понятно, что перед оперативниками «серьезная птица».
Повезли Сахно в Беларусь, там катали по разным местам как свидетеля, он что то рассказывал, путался, в протокол записать было нечего. Леонид Колмаков был одновременно и как его сопровождающий и как охранник (случаи расправ были нередки).
Сотрудники из Гродно уже хотели поставить на Сахно крест, но Леонил Колмаков настоял на том, чтобы Сахно отвезли в Хатынь, потому как туда он почему ехать не хотел на следственные мероприятия. Но до этого в актовом зале управления в Гродно, перед Сахно был устроен спектакль с допросом, на который принесли большую пачку дел и Колмаков показательно перебирал её, делая много пометок, будто все они так или иначе ссылаются на Сахно.
Потом был разговор Сахно и Колмакова в гостинице, где Сахно спросил, что делают с такими как он в Польше — возвращают в СССР или судят? Колмаков ответил так: «Каратели принимали участие на стороне немцев в варшавском восстании и поэтому в Польше их без суда расстреливают. А Хатынь, зачистки, операции против партизан и тому подобное — это всё ерунда». Сахно потом думал несколько дней и почти не говорил.
Незадолго до окончания следственных мероприятий и возвращения домой ему устроили сюрприз. Сахно дал показания на карателей Кнапа и Лозинского, он их сдал, не зная того, что они еще живы и их можно найти и допросить. Кнап и Лозинский в кошки-мышки не играли и сдали Сахно в ответ… Когда Сахно понял, что уже всё, он рассказал, как сжигали Хатынь, что он видел лично (с 17 минуты).
Интервью начальника розыскного отделения областной контрразведки подполковником Леонидом Георгиевичем Колмаковым было записано в 2013 году, умер в 2018, опубликовано сейчас.