Кошмары советской авиапромышленности СССР в тридцатые годы. Рассказывает эксперт-историк Михаил Мухин (2021)
За 10 лет до начала Великой Отечественной войны советская авиапромышленность практически отсутствовала как отрасль. Самолеты делались в полукустарных условиях. Надо было строить авиазаводы в рамках первых двух пятилеток 1928-1937 годов, причем авиазаводы не имели каких либо преференций.
Как выглядело строительство завода в первую пятилетку? Секретарь обкома собирал рабочих на митинг, призывал к трудовому энтузиазму, революционной сознательности и рабочие торжественно выкапывали котлован под новый завод. Но теперь, чтобы залить в этот котлован фундамент, требуется материальный цемент, а еще кирпич, строевой лес, железо, стекло. Чтобы получить кирпич надо корректировать план кирпичного завода и план карьера, где добывают глину, а еще надо всё это перевезти по железной дороге, которой нужен уголь. Так начал перестраиваться весь план первой пятилетки в масштабах всей страны. Появился долгострой — огромное количество предприятий, которые встали на стадиях фундамента или кирпичных стенах…
Из целого веера авиапредприятий СССР, быстро удалось достроить только завод №21 в Нижнем Новгороде: заложен в 1930, в 1931 достроен, в 1933 начал давать продукцию. Заводы №124 в Казани, №18 в Воронеже, №153 в Новосибирске, и другие были заложены с 1928 по 1930, давать продукцию начали только в 1938-1939 годах. Был еще старый завод №22 в Филях, до 1938 года только он выпускал 70% цельнометаллических самолетов Советского Союза.В 1926 году в авиапроме работали 5000 человек, в 1933 — 15 тысяч, в 1935 — 130 тысяч. Рост рабочей силы был взрывной, но роста выпуска самолетов не было — как болталось в районе 4 тысяч выпущенных самолетов в 1931, так и держалось до 1935 — все по причине роста за счет низкоквалифицированной рабочей силы, которую надо было еще обучить. Обучать было сложно, текучка кадров отмечалась сумасшедшая, уходили и высококлассные специалисты, авиазаводы искали способы их удержать.
До появления в первую пятилетку Волховского алюминиевого комбината и Днепровского комбината, алюминий иногда приходилось выкапывать на заводских свалках, из отходов.
Михаил Юрьевич Мухин очень подробно и со знание вопроса рассказывает про историю авиапромышленности СССР в тридцатые годы. Как менялась организационная структура авиапрома? Как развивалась авиапромышленность в тридцатых годах? На сколько увеличился выпуск самолетов по сравнению с двадцатыми годами? На сколько увеличилось количество людей работающих в отрасли? — Какие проблемы возникли со строительством авиационных и моторных заводов в тридцатые годы? Какие выдающиеся самолеты и моторы запустили в крупносерийное производство? Какие цели были поставлены в конце тридцатых годов в плане оснащения военно-воздушного флота самолетами и моторами и почему они не были решены?