Куда бесследно исчезли 8 тысяч машин привезенных по Ленд-лизу для СССР? Эксперт-историк нашел ответ в документах (2021)

0 7

Куда бесследно исчезли 8 тысяч машин привезенных по Ленд-лизу для СССР? Эксперт-историк нашел ответ в документах (2021)

Машины прибывали не собранными, а в виде машинокомплектов, под конец войны даже без деревянных кузовов. Штаты отгрузили в СССР за почти 4 года Ленд-лиза и 4 протокола (о них подробнее в видео) 433967 автомобилей, 4/5 которых составляли грузовики, а всего 28 моделей машин. По-советским документам, Народный комиссариат обороны получил от союзников к 9 мая 1945 312600 автомобилей, 282100 из которых попали в армию, остальные в народное хозяйство, НКВД и ВМФ.
Большая часть машин была поставлена через южные порты Персидского залива, там их на пяти заводах собирали сами американцы, а потом перегоном через Иран доставлялись в СССР. В Иране для этого создавали целые участки дорог — на это были вложены громадные суммы, привлекались частные и государственные иранские предприятия и даже чехословацкие фирмы.
На грузовики нередко нападали в пути, прорезали тенты, таскали тушенку и прочие грузы, которыми машины были часто забиты под завязку.
С апреля 1943 по май 1945 через Иран перегнали 181 тысячу автомобилей, это очень много — больше 60% всех машин. В порты для перегона через Иран прибыло 196619 автомобилей, а до СССР доехали 181 тысяча. Куда делись недостающие? 7 тысяч были переданы Ирану, еще 8 тысяч были приняты в виде машинокомплектов представителями Наркомата внешней торговли, но американцы нередко забраковывали авто во время сборки, причем по мелочам, вроде ненадлежащие работающего карбюратора.114 тысяч «Студебеккеров», 61 тысяча «Фордов G-8T», чуть меньше грузовиков Шевроле и Виллисы. Причем ГАЗ-64 похожий на Виллис, был скопирован нашими конструкторами с форда «Пигмей» еще в 1940.
Далее про то как Ленд-лизовские машины собирали на советских заводах и особенности эксплуатации в Красной армии. Так по отчетам северо-западного фронта за 1942 года (более 600 Студебеккеров), на машины вместо положенных 2,5 тонн часто грузили до 4-5 тонн и тягали еще прицеп в 4 тонны, перегружая машины в 4 раза! Водители переднюю ось не подключали, так как не знали как это сделать и нередко даже не знали, что она может быть ведущей — а когда задняя ломалась, использовали переднюю как донора.
В один период войны с фронта стали поступать жалобы на ломающиеся Виллисы, выяснилось, что в армии был издан приказ таскать на них 76-мм пушки, хотя машина могла тянуть на себе не тяжелее 45-мм пушки, приказ отменили. Без капремонта двигателя американские машины ездили по 40-50 тысяч километров по бездорожью, что был почти фантастическим результатом. «Полуторке» капремонт мог понадобится уже через пару тыщ.
Чем ближе к фронту — тем больше американских машин, так говорят фронтовики. Про историю автомобильного Ленд-лиза рассказывает историк Максим Коломиец. Еще он отвечает на главный вопрос — мог ли СССР выиграть войну без автомобилей по Ленд-лизу?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.