Массовые взрывы Т-34 на «Курской дуге». Почему этот феномен поставил в тупик советскую спецкомиссию? (2020)
Из отчета спецлаборатории НКВ N 101-1, основанного на боях весны-лета 1943 года, командующие танковыми армиями, командиры танковых корпусов и танковых бригад, стали отмечать участившиеся случаи гибели танков Т-34 от взрыва топливных баков и пожаров. Например, случаи пожара танков Т-34 в боях лета 1943 года под Курском, превысили случаи пожара танков Т-70 на 4-9%». Отчет этот не совсем простой и у некоторых, изучавших его специалистов, возникли некоторые вопросы. Есть версия, что это не чистовой отчет, а черновик.
Известно, что топливные баки Т-34 и КВ-1 находились прямо в боевом отделении, от того часто можно увидеть фотографии разорванных по сварке бронелистов Т-34. Так ли часто взрывались советские танки? Ответ можно найти в вышеописанном отчете и при сопоставлении с другими работами по этой теме.
Комиссией на сборном пункте было осмотрено 72 уничтоженных в ходе боев на Курской дуге танков Т-34. У 24% танков произошел внутренний взрыв, причем это не было следствием пожара. Прозвучало предположение, что указанные повреждения вызваны взрывом передних топливных баков, после воздействия на них каких то новых специфических боеприпасов. Для проверки этой версии из броневой стали толщиной 35-мм, было построено три натуральных макета секций корпуса танка Т-34, с установленными внутри топливным баком.
Баки наполнили топливом и макеты обстреляли всеми типами немецких подкалиберных и кумулятивных снарядов — взрывов не было, даже возникающий иногда пожар, к взрыву не приводил. Тогда специалисты наполнили баки на 10-15% и тут произошло невероятное — пары топлива добавляли к мощности взрыва 250 грамм в тротилом эквиваленте, причем такое происходило только при попадании снарядов больших калибров.
Как конструкторы попытались переделать топливные баки, чтобы минимизировать эффект усиления взрыва? Насколько правдивы результаты этих испытаний вообще?