Первые бронеавтомобили Великой Отечественной войны. Зачем им двойные колеса? (Максим Коломиец, 2021)

0 5

Первые бронеавтомобили Великой Отечественной войны. Зачем им двойные колеса? (Максим Коломиец, 2021)

До войны не было ничего, что то брали за границей, копировали, делали почти кустарными методами по опыту гражданской войны. В декабре 1929 года было создано опытно-конструкторское бюро Управления механизации и моторизации РККА при Ижорском заводе, под руководством Николая Ивановича Дыренкова и по его же настоянию. Дыренков имел за спиной 4 класса ремесленной школы (столярка + чистописание), однако конструкторское чутье у него было отличное, как вспоминают очевидцы: амбициозный, с рыжей бородкой, всем «тыкал», мог подойти к чертежу и потребовать дорисовать балку (рассчитали, действительно — это линия наивысших напряжений, балка нужна), тогда такие люди были на подъеме.
В 1929 году он предложил танк собственной конструкции Д-4, который мог ездить на колесах, на гусеницах, на железной дороге и плавать — только не летал. Под этот танк и было создано КБ.
Дыренков отметился почти в 50 проектах собственной разработки, но нам прежде всего интересен его проект бронеавтомобиля Д-13 от 1931 года, на базе грузовиков «Форд-Тимкен» (в документах идет как «Собачий ящик») и Д-9 на базе тяжелых 6-тонных американках «Moreland». На каждом образце были башенки с пулеметом Дегтярева и 37-мм пушкой.
Д-13 Дыренков продавил и 10 штук было собрано для испытаний в армии. Так же из этой серии были броневики Д-8 и Д-12 на базе «Форда-А», причем есть легенда о появлении опытного образца Д-8, будто бы Дыренков собрал его за один день. Д-8 и Д-12 выпустили малой серией в 60 штук, из них 45 дожили до 1941 года и даже поучаствовали в войне, один числился на ленинградском фронте еще в 1942 году. Два захватили финны в 1940.История Дыренкова закончилась внезапно, комиссия приехала исследовать создаваемый им танк, увидела бардак и кучу недостроя, Дыренков же в это время варил бронелисты в Мариуполе. Конструктору-ремесленнику вписали бестолковую растрату 1 млн. рублей и разорвали с ним все проекты. Причем его гарантии о постройке опытного танка значились как «Под большой палец», буквально.

В 1932 году на Ижорском заводе сделали свой броневик БАИ на базе «Форд-Тимкен», ему отрезали сзади раму на 40 сантиметров, по бокам прицепили крутящиеся запасные колеса. У машины был один серьезный недостаток — водитель сидел в 50-градусной бане, горячий воздух от двигателя бил ему прямо в лицо и всё было насколько разогрето, что водитель не мог даже держаться за верхнюю часть руля.

Одновременно с созданием автомобилестроительной отрасли в СССР началось проектирование и создание бронированных автомобилей для Красной Армии. Перед войной в СССР на базе автомобилей АМО, М-1, ГАЗ-ААА, ЗИС-6 и др. были разработаны бронеавтомобили с противопульным и противоосколочным бронированием. С начала 30-х они участвовали во всех вооруженных конфликтах, в которые была вовлечена страна. Кандидат исторических наук Максим Коломиец рассказывает, как создавались бронеавтомобили, каково было в них воевать и как они применялись на фронтах Великой Отечественной войны.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.