«Первый серьезный противник!». Какому советскому генералу были адресованы эти слова немцев в 1941 году? (Алексей Исаев, 2021)
Перед войной советское командование плохо представляло как будет действовать германская армия. Немцы держали свою тактику блицкрига под закрытым замком — полной картины того как они громили Францию на самом деле не было. Имелись некоторые поверхностные перепечатки, но объективно для немцев — это был самый большой секрет. Немцы могли часами рассказывать про десанты на бельгийские форты Эбен-Эмаль, но это не имело ключевого значения в их тактике.
Полноценный массированный блицкриг немцами был осуществлен только в СССР. 7 августа 1941 года под селом Подвысокое с участком дубового леса Зеленая Брама, собрались остатки двух советских армий: 6-й и 12-й, Музыченко и Понеделина.
В этот день фактически сопротивление советских армий было сломлено — они разбились на мелкие группы, оба командующих армиями были взяты в плен. Еще примерно неделю продолжалось сопротивление отдельных групп красноармейцев. Это был так называемый Уманский котел, он отбивался дольше всех прежних котлов, которые делали немецкие войска и именно этому котлу была адресована фраза Браухича (в 1941 Верховный главнокомандующий сухопутных войск Германии): «Первый серьезный противник».
Именно про Музыченко и Понеделина уже генерал Гальдер, еще 25 июля писал: «Русские в очередной раз выскочили из котла». Командарм Музыченко выскользнул из котла под Винницей, оставшись без танков пехотой нанес контрудар по немцам, силами разведбатов нанес серьезные потери двум батальонам немецкой 16-й танковой дивизии, что они уехали под Бреслау на переформирование.
Алексей Исаев рассказывает хронику катастрофы РККА в 1941 году.