Поиски замены разваливающемуся штурмовику Ил-2 в 1943. Саботаж Ильюшина и появление недоштурмовика Ил-10. Поясняет эксперт-историк (2020)
В начале 1943 года командование ВВС РККА наконец-то осознало, что Ил-2 не удовлетворяет их требованиям и этот самолет надо менять (400 ИЛ-2 развалились в воздухе). И вариант был хороший. Летом 1943 года госиспытания прошел Су-6 с двигателем М-71Ф. Он наголову превосходил по летно-боевым качествам серийные Ил-2 и значительно превосходил опытные экземпляры Ил-2М с мотором АМ42 (развитие АМ38). Командованием ВВС сразу было предложено запустить Су-6 в серийное производство на заводе №30, где производился Ил-2. Но история с Су-6 затянулась (подробнее).
Ввиду явного саботажа в отношении Су-6, затягивания с производством мотора АМ42, 6 ноября 1943 года Комитет обороны выносит окончательное постановление, что Ильюшин обязан не позже 15 ноября предъявить новый Ил-2М и Ил-2РК (разведчик-корректировщик) с двигателями АМ42.
Ситуация для Ильюшина была очень тяжелая. Постановление Комитета обороны выполнено конечно не было, вместо этого Ильюшин строил Ил-1.
Он был не только авиаконструктор, но и хорошим аппаратчиком, Ильюшин отлично понимал, как нужно правильно преподнести тот или иной сложный вопрос руководству, чтобы получить нужные решения. К тому же у него были нужные связи и главные козыри — Яковлев и Шпитальный.Олег Валентинович Растренин рассказывает о том, как вместо заказанного штурмовика Ил-2М АМ-42, ВВС Красной Армии получили недоштурмовик Ил-10.
Какой самолет строил С.В.Ильюшин вместо заказанного Комитетом обороны при СНК СССР штурмовика Ил-2М АМ-42? Зачем С.В. Ильюшин строил истребительный вариант Ил-2 и тяжелый истребитель Ил-1? Как у тяжелого истребителя Ил-1 появился двухместный штурмовой вариант? Как с государственных испытаний убрали конкурирующую фирму Сухого, не предоставив для Су-6 кондиционный мотор АМ-42? Что за самолет-штурмовик в итоге получили ВВС Красной Армии в качестве замены Ил-2? Ответы на эти и другие вопросы от ведущего историка авиации.